Дарья Вербицкая 0 159

Воронежский композитор Никита Шишкин: «Я привык писать, как 200 лет назад»

Мультиинструменталист и композитор о творчестве и проблемах развития современной музыки в Воронеже.

Фото из личного архива / АиФ-Черноземье

Родители отдали Никиту в музыкальную школу-колледж в пять или шесть лет. Педагоги обнаружили у него абсолютный слух, а в школе был дефицит «струнников», так у Никиты оказалась в руках виолончель. С тех пор он с ней не расставался и потом пошёл учиться в Академию искусств. Одновременно с этим Никита поступил в Музыкальный колледж имени Ростроповичей, и у него появилась новая любовь – контрабас. Молодой композитор и контрабасист Воронежского молодежного симфонического оркестра Никита Шишкин рассказал «АиФ-Черноземье» о том, с какими трудностями сталкивается музыкант, есть ли шансы у молодого композитора пробиться на сцену и том, как звучит современная музыка в Воронеже.

Фото: АиФ-Черноземье/ Фото из личного архива

Дарья Бойченко, «АиФ-Черноземье»: Со скольких лет ты начал писать музыку? И как происходит этот процесс?

Никита Шишкин: Какие-то мелодии начали появляться в голове, наверное, с того момента, как начал учиться музыке. Систематически пишу где-то с 2008 года. Сейчас пишу всегда, когда выпадает свободная минута. Появляются мелодии у меня по-разному. Что-то идет сложно и долго, с перерывами. Так, одну симфонию я два года писал. А иногда приходит вдохновение, и тогда пишу без остановки.

«Пишу всегда, когда выпадает свободная минута»

- Уже что-то исполнялось из твоих сочинений?

На школьном концерте учащихся-юных композиторов в 2008 году были исполнены две прелюдии. К тому времени я заканчивал музыкальный колледж на Никитинской.

Потом во время учебы в Академии искусств периодически на экзамене по специальности играл что-то своё. На концерте празднования 40-летия Академии искусств сыграли мою пьесу «Посвящение Академии искусств для струнных инструментов», а я сам ее продирижировал.

Недавно руководил оркестром на фестивале «Вне рамок». Меня изначально позвали просто поиграть в оркестре, а потом организаторы из Москвы узнали, что я тоже пишу, и предложили исполнить мои произведения. Я тогда набрался смелости и говорю: давайте, я сам продирижирую! Согласились. В тот момент я почувствовал, что действительно управляю музыкантами – они меня слушались.

Фото: АиФ-Черноземье/ Фото из личного архива

«Мне повезло родиться в один день с Бетховеном»

- На кого из композиторов ты можешь равняться?

Людвиг Ван Бетховен, Густав Малер, Петр Чайковский, Антон Брукнер.

- К кому-то из них твоя музыка тяготеет? Возникают какие-то аллюзии?

На самом деле мне повезло родиться в один день с Бетховеном – 16 декабря. Ну и что-то от него я, конечно, взял себе. А так – наоборот пытаюсь сделать что-то непохожее, своё, индивидуальное.

- Сколько произведений ты уже написал?

Сначала появились две прелюдии для фортепиано и фортепианный концерт. Из больших произведений у меня есть две симфонии: одна для симфонического оркестра, а вторая – для камерного оркестра с арфой. Общих сочинений соберется где-то  20 опусов.

- Какая форма тебе ближе?

- Лет 5-6 назад меня привлекала свободная форма. Сейчас я понял, что сначала нужно овладеть академической формой – от трёхчастной до сонатной.

- Так повелось, что современная музыка – она, в основном, такая неудобоваримая, непонятная, требующая дополнительной интерпретации. Твои же сочинения достаточно мелодичные и даже отчасти драматичные. Ты сам как относишься к непонятной современной музыке?

- Ну, я её не понимаю. Я не приверженец музыки второй половины 20 и 21 века. Мне она неинтересна. Я привык писать музыку так, как писали 200 лет назад. Сейчас, по-моему, возвращается «в моду» писать понятную музыку, все эксперименты с шумами, бытовыми приборами и прочим уже в прошлом, и это радует. На фестивале «Вне РАМок» я слышал мелодии, аккомпанемент, всё было тонально и красиво. Приятно, что традиционность гармоний возвращается.

«Есть много хороших площадок, на которых не так сложно устроить концерты, но проблема другая – нет публики»

- Для чего ты пишешь музыку? Для самовыражения?

- Наверное, я это делаю потому, что уже больше не могу этого не делать. Ну и самовыражение, да. В свои произведения я вкладываю мысли. Например, «Поэма», которую исполняли на фестивале современной музыки, это размышления о нелегкой жизни.

- Есть ли на сегодняшний момент площадки в Воронеже, где можно реализовать написанное?

- Есть много хороших площадок, на которых не так сложно устроить концерты, но проблема другая – нет публики. Люди избалованы и не хотят идти на что-то новое, на авторскую музыку, как академическую, так и на рок. Если тебя активно не раскручивают, то нет шансов пробиться.

Пока я не знаю, как продвинуть свои сочинения. Чтобы оркестр сыграл мою симфонию и увертюру в Академии искусств, я добивался два года. А бесплатных площадок для выступлений сейчас практически нет.

Фото: АиФ-Черноземье/ Фото из личного архива

- А с Воронежским союзом композиторов ты сотрудничаешь? Он может как-нибудь с этим помочь?

- Я состою в МолОт'е - это молодежное отделение Союза композиторов. Но из-за работы не всегда удается участвовать в их проектах. Во «взрослый» союз композиторов меня не берут, потому, что, как мне там сказали: «Вы пишете, как двести лет назад, это сейчас никому не надо».

- Расскажи о своих творческих задумках или планах?

- Собрать свой оркестр, увезти его в Европу, построить для них там большой дом и Концертный зал! Что касается композиторства, то в планах есть одно масштабное произведение на разные рождественские тексты. Планирую это воплотить к 2020 году.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах