Ирина Евсюкова 9 42719

Ректор МГУ: «Мы заменили фундаментальное образование «компетенциями»

Виктор Садовничий поделился своим мнением о Болонской системе, плюсах ЕГЭ и путанице с учебниками истории.

Ректор МГУ: «Мы потеряли в свое время голубые воротнички»
Ректор МГУ: «Мы потеряли в свое время голубые воротнички» © / Алексей Богданов / АиФ

6 марта ректор МГУ Виктор Садовничий встретился с представителями высшей школы Воронежа, чтобы обсудить, какие вызовы стоят перед российским образованием, и объяснил, за счет чего России удастся вернуть звание самой образованной нации в мире.

«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Виктора Садовничего.

О критике Болонской системы

«Мы сделали много ошибок в реформах образования и многое упустили. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.

Я не скрываю, что я не сторонник Болонской системы. Так пришлось в жизни, что я участвовал в самом начале ее обсуждения в Лиссабоне на Конференции ректоров Европы. Все ректоры говорили, что ни в коем случае ее нельзя принимать, что каждый университет самобытен, унификация невозможна. Позже в Болонии собрались министры финансов и иностранных дел и сказали, что в их страны стекаются потоки мигрантов, которые приносят какие-то дипломы, которые ни о чем не говорят. Болонская система была нужна для трудовой интеграции, и она была введена в большей степени из политических соображений. Но это европейское сообщество. Нам  зачем надо было это копировать? Я не призываю к новым реформам, но повышение фундаментальности, значимости и, может быть, сроков образования одинаково назреет. Мы к этому должны прийти. Хотя ЕГЭ действительно помогает большей интеграции периферии и центра, но, с другой стороны, было очень много ошибок в начале. Сейчас становится чуть лучше, но я считаю, это не конец. Мы проводим свой внутренний экзамен, который дополняет ЕГЭ. Мы хотим увидеть, кто к нам идет».

У университета есть три миссии: академическая, научная и общественная. Университет – это скрепа общества и науки, он должен служить обществу, региону.

Об утечке и возвращении мозгов

«В 90-е годы 25 процентов математиков, закончивших механико-математический факультет, уехали в Штаты. Сегодня многие возвращается и очень жалеют, что уехали. Мой однокурсник Андрей Леман, выдающийся парень, победитель международных олимпиад, уехал в Америку. Лет через 30 на встрече выпускников спрашиваю его, что он делает в Штатах. Он говорит: «Я инженер. Как приехал, так инженером и работаю». Научную работу он не защищал, думал уехать на родину. Не надо думать, что тебя там ждут. Еще один мой однокурсник тоже уехал и вот сейчас приехал обратно устраиваться на работу. Конечно, надо ездить, общаться, стажироваться. Но ту березку, которая растет там, где вы выросли, ничто не заменит».

О сокращении приема на гуманитарные факультеты

«Язык - это скрепа нации. Вроде бы Ольга Юрьевна (Васильева, министр образования и науки РФ – ред.) должна это понимать. В Минобрнауки, видимо, идет такое явление – сейчас в приоритете инженерное образование, цифровая экономика, нанотехнологии. Но не за счет филфака и истфака это должно происходить».

Об историческом образовании

«Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить, - это математика, русский язык и история. Я был свидетелем некой дискуссии совета ректоров, когда в разных регионах было рекомендовано около 120 учебников истории, в которых было написано неизвестно что. Это было направлено на разрушение страны и нашего российского духа. Потом начали собирать разбитые осколки. Есть попытки сделать 2-3 учебника. Звоните побольше в колокола! Да, сейчас идет сжатие количества учебников, но возникают разные силы, трения издательств, бизнеса, политики кое-где. Все это сказывается на ребятах – студентах и школьниках. Историю нельзя отпускать, а то окажется, что мы – самая плохая страна, что мы на всех нападали. Помните, какой шум подняли, когда открывали памятник Ивану Грозному в Орле? Наверное, он был жестокий. Но английские королевы казнили не меньше, но в каждом сквере стоят им памятники. Потому что нужно хранить историю».

О поражениях и будущих победах

«Вызовы сегодняшнего образования - положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования - сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация».

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Алексей Макушин[facebook]
    |
    09:30
    10.03.2018
    1
    +
    -
    Болонская система позволяет перевести техникумы на первый образовательный уровень, где молодые люди, желающие быстрее получить финансовую самостоятельность, начинают трудовую деятельность с дипломом бакалавра через 3-4 года. Но ВУЗы хотят, чтобы бакалавры отсидели у них за партой минимум 5 лет. Потому что что это вопрос их устойчивого финансирования. Вот где противоречия. Садовничему интересы техникумы, так как после техникума получить высшее образование можно только пройдя универ с 1-го курса! А кому, к примеру из проработки, в 30-40-50 лет хочется тратить 5 лет, когда он полностью знает работу инженера, но чтобы занять должность и расти надо выкинуть 5 лет при семье, маленьких детях и прочих проблемах? Поэтому и придуманы магистратуры, чтобы повышать уровень знаний. Кто способен для науки, тот не только бакалаврат проскакивает, он с первого курса уже душой в аспирантуре и будет ученым. Но большинству молодежи нужна самостоятельность. Потом ещё один важнейший фактор в том, что молодые люди часто ошибаются в выборе профессии, и после ВУЗа переходят на работу не по специальности. Где также имеют препятствия из-за диплома, что легко дает преодолеть учеба в магистратуре. Садовничий должен смотреть на проблемы гораздо шире, не только академической науки, учитывая интересы и потребности, которые диктует жизнь.
  2. dadozent
    |
    11:05
    11.03.2018
    1
    +
    -
    Аргументы и "за" и "против" убедительны. Да, тема для размышлений.
Комментарии (9)
  1. Алексей Макушин[facebook]
    |
    09:28
    10.03.2018
    0
    +
    -
    Болонская система позволяет перевести техникумы на первый образовательный уровень, где молодые люди, желающие быстрее получить финансовую самостоятельность, начинают трудовую деятельность с дипломом бакалавра через 3-4 года. Но ВУЗы хотят, чтобы бакалавры отсидели у них за партой минимум 5 лет. Потому что что это вопрос их устойчивого финансирования. Вот где противоречия. Садовничему интересы техникумы, так как после техникума получить высшее образование можно только пройдя универ с 1-го курса! А кому, к примеру из проработки, в 30-40-50 лет хочется тратить 5 лет, когда он полностью знает работу инженера, но чтобы занять должность и расти надо выкинуть 5 лет при семье, маленьких детях и прочих проблемах? Поэтому и придуманы магистратуры, чтобы повышать уровень знаний. Кто способен для науки, тот не только бакалаврат проскакивает, он с первого курса уже душой в аспирантуре и будет ученым. Но большинству молодежи нужна самостоятельность. Потом ещё один важнейший фактор в том, что молодые люди часто ошибаются в выборе профессии, и после ВУЗа переходят на работу не по специальности. Где также имеют препятствия из-за диплома, что легко дает преодолеть учеба в магистратуре. Садовничий должен смотреть на проблемы гораздо шире, не только академической науки, учитывая интересы и потребности, которые диктует жизнь.
  2. Алексей Макушин[facebook]
    |
    09:30
    10.03.2018
    1
    +
    -
    Болонская система позволяет перевести техникумы на первый образовательный уровень, где молодые люди, желающие быстрее получить финансовую самостоятельность, начинают трудовую деятельность с дипломом бакалавра через 3-4 года. Но ВУЗы хотят, чтобы бакалавры отсидели у них за партой минимум 5 лет. Потому что что это вопрос их устойчивого финансирования. Вот где противоречия. Садовничему интересы техникумы, так как после техникума получить высшее образование можно только пройдя универ с 1-го курса! А кому, к примеру из проработки, в 30-40-50 лет хочется тратить 5 лет, когда он полностью знает работу инженера, но чтобы занять должность и расти надо выкинуть 5 лет при семье, маленьких детях и прочих проблемах? Поэтому и придуманы магистратуры, чтобы повышать уровень знаний. Кто способен для науки, тот не только бакалаврат проскакивает, он с первого курса уже душой в аспирантуре и будет ученым. Но большинству молодежи нужна самостоятельность. Потом ещё один важнейший фактор в том, что молодые люди часто ошибаются в выборе профессии, и после ВУЗа переходят на работу не по специальности. Где также имеют препятствия из-за диплома, что легко дает преодолеть учеба в магистратуре. Садовничий должен смотреть на проблемы гораздо шире, не только академической науки, учитывая интересы и потребности, которые диктует жизнь.
  3. Владмир Осколков[facebook]
    |
    09:07
    18.03.2018
    0
    +
    -
    Алексей Макушин[facebook]: Совсем не понял Алексей о чём говорит Садовничий. Он говорит не о сроках обучения, а о наполнении обучения. Не сколько учить, а чему учить. И здесь он полностью прав. Недавно отыскал учебник "Логика для школьников" 1953 года издания, 800 тыс. экземпляров. Учился в универе логику - сдавали юристы, историки и журналисты. А сейчас её вообще никто не изучает. Я не призываю везде вводить данную дисциплину, но она хоть учит думать. А сейчас думать не учат ни в школе, ни в вузе. Уже и большие произведения не читают - это трудно. Вот комикс - это да! Фильмы не смотрят. Из 40 студентов (недавно спросил) ни один не смотрел даже "Белое солнце пустыни". Не говоря уже о тех, которые заставляют "душу работать". Зачем что-то учить? Всё же в Гугле уже есть. А простые факты сопоставить не могут. В общем печально всё. Ведь бездуховность порождает бездушие, а бездушие порождает агрессию. И на счёт финансирования (это западные аналитики говорят) - государству выгодно чтобы молодой человек как можно дольше сидел за партой, а не выходит на рынок труда, который и так уже переполнен.
  4. Галина Ляпина[vkontakte]
    |
    17:12
    10.03.2018
    0
    +
    -
    Очень жаль, что это понимают те, дают образование: учителя в школе, преподаватели в ВУЗах, директоры и ректоры, но совершенно не осознают в министерстве образования, продолжая вновь и вновь эксперентировать. Нация стремительно тупеет. В одном интревью представитель министерства образования утверждал, что возврат к советской системе образования невозможен. Конечно. Гораздо лучше писать в учебниках - "воспользуйтесь интернетом", в учебниках географии составителям тренировать свои литературные способности, вместо конкретных данных и т.д. По русскому аж три учебника. Но ни сочинения написать не могут, ни изложения.А математика -это просто кошмар, такое ощущение, что информацию подбирают по принципу броуновского движения. Про астрономию вообще молчу. Зачем россиянам астрономия? Все что нужно, почерпнут из американской фантастики.
  5. dadozent
    |
    11:05
    11.03.2018
    1
    +
    -
    Аргументы и "за" и "против" убедительны. Да, тема для размышлений.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах