aif.ru counter
Мария Новикова 1 401

«Жизнь продолжается». Как танцевать и путешествовать в инвалидном кресле

Оксана Козлова рушит все стереотипы о прикованных к инвалидной коляске людях. Она исколесила всю Америку, активно работает с детьми и собирается заканчивать магистратуру за рубежом.

Национальный парк Гранд-Титон в США оставил у Оксаны незабываемые впечатления.
Национальный парк Гранд-Титон в США оставил у Оксаны незабываемые впечатления. © / Оксана Козлова / Из личного архива

Третьего декабря отмечается Международный день инвалидов, призванный обратить внимание общества на проблемы людей с ограниченными возможностями. Как правило, инвалидам в России приходится несладко – их не берут на работу, под них не приспособлена городская среда. Однако встречаются такие, для кого любые преграды не повод опускать руки.

Корреспондент «АиФ-Черноземье» встретился с преподавателем английского языка из Воронежа Оксаной Козловой, которая больше 18 лет передвигается в инвалидной коляске, но это не помешало исполниться её мечтам – путешествовать, изучать иностранные языки и развиваться как личности. Девушка получила высшее образование, год стажировалась в США и теперь успешно работает в России. 

Дети радуют

Оксане было шесть лет, когда она перестала ходить. Тогда девочка с родителями жила в посёлке 2-го участка института им. Докучаева в Воронежской области. Играя, она резко бросила на пол подушку и почувствовала резкую боль в спине. Три года медики выясняли суть проблемы. В итоге установили диагноз - синдром фиксированного спинного мозга.

«Это достаточно редкий диагноз, – поясняет девушка. – С таким заболеванием я встречала ещё двух человек, но у них всё не так серьёзно, как у меня. Они могут ходить. А я не чувствую ног, передвигаюсь на коляске. Мне нужно периодически делать МРТ позвоночника, требуется поддерживающая терапия в виде массажа и посещения бассейна. Когда мы жили в Таловском районе, я училась на дому. У меня было 12 учебных часов в неделю вместо 30, как у обычных школьников. Таких предметов, как ОБЖ и обществознание, у меня просто не было. Приходилось потом что-то навёрстывать самостоятельно. И если в школе тебя спрашивают через раз, то мне нужно было быть готовой каждый день. Раньше мне это не нравилось. Но теперь я понимаю, что, возможно, это и воспитало во мне чувство ответственности».

Сейчас девушка сама работает учителем - преподает школьникам английский язык.

«У меня сейчас насыщенный график, – улыбается Оксана. – В девять утра я встаю, а ложусь спать только в полночь. Преподаю английский язык детишкам в центре дополнительного образования, на работу езжу на машине с мамой. Рулим по очереди. Дома занимаюсь как репетитор со школьниками и студентами. Сотрудничаю с международной рекрутинговой компанией. Моя задача – проводить собеседования на английском языке по Skype».

Оксана утверждает, что работа даётся ей легко. В смешанных группах с детишками от семи до десяти лет она придумывает задания разного уровня сложности, чтобы было интересно всем.

«Мне нравится преподавать, нравится общаться с детьми, но всё же я хочу двигаться дальше, возможно, придумаю своё дело, – говорит педагог. – А пока дети приносят мне столько радости! Когда мы проходили части тела, я попросила ребятишек нарисовать человека. Они спросили: «А можно нарисовать вас?» – Конечно! И все дети, кроме одного мальчика, нарисовали меня стоящей на ногах. Это так трогательно! Значит, так они меня видят. А ещё детишки, несмотря на юный возраст, весьма сознательны. Я спросила: «Зачем вам английский язык?» И они мне выдали: «Сейчас это очень важно, без него не устроишься на работу!»

Мечтала путешествовать

«Уже в школе стало понятно, что я гуманитарий, – рассказывает Оксана. – Кроме того, я всегда мечтала путешествовать! А кто об этом не мечтает? Поэтому после школы решила изучать иностранные языки. Хотела поступать в ВГУ или в Воронежский педуниверситет, но выяснилось, что там не развита доступная среда, а когда я узнала, что в Белгородском гос­университете учится много колясочников, то решила ехать туда».

В итоге Оксана поступила в БелГУ по льготе, четыре года училась бесплатно. Так как девушке требовалось сопровождение, вместе с дочкой в Белгород поехала и её мама – она как раз вышла на пенсию.

В Белгороде студентка занималась в фольклорном коллективе «Ванька-встанька» – вместе с другими девушками танцевала на инвалидных колясках. А вместо физкультуры Оксана ходила в бассейн. Девушка утверждает, что хорошо плавает, но когда родители привозят её купаться на Усманку и опускают в воду, народ смотрит на это зрелище настороженно. Находятся шутники: «Вы что, собираетесь топить девочку?» А посмотрев, как та плывёт, начинают улыбаться и кричать «Браво!»

В Штаты по программе

Когда Оксана училась в БелГУ, она случайно узнала о YEAR Program – годовой программе обучения в США для россиян в возрасте от 18 до 20 лет. В листовке указывалось, что приветствуются люди с ограниченными возможностями здоровья. Тогда Оксане уже был 21 год. Но ей пошли навстречу. Студентка заполнила анкеты, написала мотивационное письмо, в котором рассказала о своих талантах, прошла интервью по Skype на английском языке и сдала экзамен.

Оксана уже собиралась лететь в США, когда случилась беда – девушка получила ожог ног. В итоге из-за лечения и реабилитации пришлось на год задержаться в России. В БелГУ Оксана окончила четвёртый курс. И только в 2017 году по YEAR Program она попала в студенческий городок Ларами, штат Вайоминг, США. Население – 27 тысяч человек, из которых 15 тысяч – студенты. Для начала девушка прошла обзорные курсы в Вашингтоне и Юджине, штат Орегон. Уже в Ларами в целях адаптации месяц жила в гостевой семье, а остальные 11 месяцев – в студенческом общежитии.

«В первом семестре у меня было четыре предмета, которые я сама выбрала, – английский, немецкий, иврит и введение в масс-медиа, – вспоминает Козлова. – Во втором – история индейцев, иврит, английский и класс по созданию книг. Последний предмет был особенно интересен – нужно было придумать контент и дизайн издания. Экзамены в основном письменные. Если устные, то ты записываешь ответ на видео и отправляешь преподавателю через интернет. Педагог видит, когда студент говорит сам, а когда читает по написанному».

Обязательным пунктом обучения в вузе США были 20 часов в год волонтёрской работы. Оксана разрисовывала цветочные горшки для больниц, пробовала себя помощницей воспитателя в детском саду. Отработав полагающееся по плану время, русская студентка записалась волонтёром в учреждение, которое организовывало различные мероприятия на кампусе – начиная от интеллектуальных игр и заканчивая концертами, в том числе популярных в США кантри-групп.

«Я сделала этих волонтёрских часов раз в шесть больше, просто уже потом их не считала», – вспоминает россиянка.

В Америке русской девушке подарили хорошую коляску на аккумуляторах. По ровному асфальту Оксана гоняет в ней со скоростью 20 километров в час. А ещё, вспоминает героиня, транспорт в Ларами доступен для колясочников – все автобусы оборудованы подъёмниками.

В течение года наша студентка много путешествовала по США в компании российских друзей из «YEAR Program», студентов из других стран и даже одна. Посетила Йеллоустоунский национальный парк, парк Гранд-Титон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Бостон, Орландо, Майами, Диснейленд и др.

«Нам платили стипендию 150 долларов, питание в столовой было бесплатным, на зимние каникулы выплачивали по 800 долларов, на осенние и весенние – по 200, – уточняет Оксана. – В путешествиях чаще всего жили у кауч-серферов, которые пускают к себе бесплатно, иногда – в гостиницах. Кстати, больше всего в США меня поразило обилие русскоязычных».

Сейчас Оксана подыскивает государственную обучающую программу за границей, которая бы полностью спонсировала её обучение. Ей интересны программы для получения магистерской степени, ведь в БелГУ она проучилась только четыре года.

«Такие программы есть в Южной Корее, Англии, Австралии, Германии, – перечисляет девушка. – Рассматриваю варианты платного обучения за рубежом, где можно получить образование на уровень выше российского при тех же денежных затратах. Пытаюсь найти помощь со стороны российских и зарубежных организаций, которые могли бы финансово поддержать меня в течение двух лет обучения. Сейчас самостоятельно готовлюсь к международному экзамену, где будут оценивать мою способность обучаться на иностранном языке. В общем, жизнь продолжается, и очень важно прожить её интересно».

Оставить комментарий
Вход

Самое интересное в регионах