Анастасия Ходыкина 0 1075

«Оригинальный артист». Как клоун Дуров сделал «неуважаемый» жанр искусством

Анатолий Дуров, первый русский клоун, получивший мировое признание, начинал карьеру в Воронеже, где создал уникальную усадьбу, дрессировал животных, снимал фильмы. Накануне Дня цирка, отмечаемого 15 апреля, «АиФ-Черноземье» побывал в доме артиста.

Анатолий Дуров.
Анатолий Дуров. © / Портрет кисти И. С. Куликова, 1911 год / Commons.wikimedia.org

Дорога к призванию

До 1928 года нынешняя улица Дурова в Воронеже называлась Малой Садовой. И здесь действительно было много садов: вся сердцевина квартала была единым массивом фруктовых и декоративных деревьев. Наверное, по этой причине в 1901 году и купил дом на крутом берегу реки Воронеж уже известный тогда 37-летний артист. К тому времени Анатолия Дурова знала не только вся Российская империя, но и Европа — шумными овациями его встречали в Париже, Берлине, Мадриде и даже Токио. 

Анатолий родился в Москве, в дворянской семье, но рано осиротел. Как и его брат Владимир, он был влюблён в цирк. Но воспитывавший его крёстный, по профессии адвокат, пророчил ему военную карьеру. «Дворянину совсем не место среди уличных комедиантов, недалеко ушедших от карманников. Клоун — тунеядец, а нужно быть деятелем родины и принести ей посильную помощь», — считал он. Пришлось сбежать из дома и присоединиться к бродячему цирку. 

Дуров выступал в качестве гимнаста, акробата и даже фокусника, а вот в качестве клоуна ни разу не выходил на арену. Однажды он решился написать письмо Максимилиано Труцци, директору воронежского цирка, итальянцу, предложив ему свои услуги в качестве соло-клоуна.

«Я удивлялся собственной храбрости — как можно с таким апломбом вести переговоры с директором. Испорчу всю свою карьеру!» — писал в своих воспоминаниях Дуров. В тот же вечер Труцци заключил с новым артистом контракт на год. В труппе Анатолий Дуров стал единственным русским.

Обличал чиновников

«На сцене старался как можно больше оригинальничать. Когда запас стал истощаться, вспомнил, что в детстве успешно мог обращаться с животными. На базаре за ничтожную сумму приобрёл поросёнка, и через две недели он образовался настолько, что ему был разрешён дебют на цирковой арене — успех поросёнка был колоссальный», — вспоминал артист.

Потом был дебют в цирке в Москве и признание. Удивлял Дуров зрителей тем, что использовал минимум грима и не старался насмешить падениями. Его мастерство проявлялось в остроумных монологах и репликах, а когда в четвероногих артистах зрители узнавали известных чиновников, они покатывались со смеху.

И если раньше настоящие имена клоунов не указывали на афишах, то имя Анатолия Дурова писали большими буквами — это для публики была настоящая приманка. Многие чиновники даже признали его персоной нон-грата и не пускали в свои города, а в народе ходили анекдоты по мотивам его сатирических сюжетов.

Говорят, Дуров, мастер политической сатиры, очень дорожил серебряным портсигаром, подаренным ему московским генерал-губернатором Долгоруковым. Ведь на нём было написано не «клоуну», а «русскому оригинальному артисту».

Музей, в котором снимали кино

Сегодня в экспозиции единственного в России дома-музея Дурова, расположенного в Воронеже — исторические фотографии детства и юности будущего артиста и его личные предметы: изготовленный им стол на ножках-оленьих рогах, секретер, а также живописные картины на стёклах — Дуров был поистине разносторонней личностью. Эти экспонаты передали в музей его родные. В Великую Отечественную войну от усадьбы не осталось почти ничего. Но подробный макет рассказывает, какой её создал Дуров.

Анатолий Дуров. Фото из книги Шебуева
Анатолий Дуров. Фото из книги Шебуева "Сцена и арена", 1915 год Фото: Commons.wikimedia.org

На трёх террасах, спускавшихся к реке, были беседка-бельведер, манеж для дрессировки животных со входом в виде маски, грот с аквариумом, полуразрушенный средневековый замок, несколько музейных павильонов. «Китайские вазы, мраморные статуи, картины, гобелены, старинное оружие, антикварная мебель… «Подделок не ищи. Из дворца эмира бухарского, — кивал на какое-то тончайше разузоренное чудо. — А вот — из коллекции гофмейстера диора его величества, по случаю… Пять с половиной отдал, считай, задаром!» — явно преувеличивал Дуров» (из произведения «Дом весёлого чародея» Владимира Караблинова. — ред.).

А посетителей у входа в дом приветствовала юмористическая надпись: «Кто ходит ко мне, тот делает удовольствие, а кто не ходит — одолжение». Гостей встречала Лильго, собака-математик с удивительно умными глазами. За столом, заваленном бумагами, часто сидел сам артист — небольшого роста человек с удивительно сверкающими, наглыми, дерзко смеющимися глазами. Говорил быстро, будто жонглировал словами. 

Его первый в Воронеже частный музей посещал Фёдор Шаляпин и другие известные люди. В усадьбе были сняты три фильма. В игровой ленте Дурова «Война XX века», имевшей антивоенный характер, «играли» только собаки, свиньи, гуси и куры. А мелодрама «Золото, слёзы и смех» была посвящена трудной судьбе артиста. Главную роль в ленте исполнила звезда немого кино Наталья Гофман, а клоуна Толли сыграл сам Дуров. Съёмки проходили и в красивейших местах старого Воронежа — у деревянного цирка Попова на бывшей Мясницкой улице, в Петровском сквере, у парусных яхт на реке... Именно Дуров, настоящий патриот Воронежа, уговорил режиссёра выбрать Воронеж для съёмок. Премьера картины прошла в электротеатре «Паллас», что весной 1915 года стоял на месте нынешнего кинотеатра «Юность». Воронежская усадьба Дурова и его дрессированные животные также блеснули в фильме «Наполеон наизнанку». 

В своей усадьбе Дуров прожил 15 лет — с 1901 по 1916 год. До 1964 года здесь жила его жена Елена Робертовна, которая завещала этот дом Союзгосцирку в качестве музея. А в 1978 году отрылся сам музей. Тогда же, как рассказала Ирина Бойкова, заведующая отделом «Дом-музей А. Л. Дурова» Воронежского краеведческого музея, двухэтажный дом был реконструирован по проекту архитектора Николая Троицкого.

Разговоры о реконструкции всей усадьбы шли давно, и вот губернатор Воронежской области, посетивший музей в 2016 году, выделил деньги на проект реставрации, а департамент культуры — на проект реконструкции усадьбы, признанной объектом историко-культурного наследия федерального значения.

Кстати
Дуров стал одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России своего времени и первым, чье настоящее имя, а не псевдоним, стали указывать на афишах. В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон. Изданная в Дюссельдорфе «Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах