aif.ru counter
Юрий Голубь 0 123

«Октоберфест» круглый год. Почему Воронеж заполонили пивные забегаловки

Едва не в каждом третьем доме Воронежа сегодня располагаются заведения, предлагающие пенный напиток

Российский союз пивоваров обратился в Минздрав с просьбой проявить лояльное отношение к пиву во время генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения. По мнению коммерсантов, не стоит называть вредным весь алкоголь, мол, вред приносит только его зло­употребление. 

Чем такая лояльность чревата на практике, можно увидеть по Воронежу. Кажется, город скоро утонет в пивных магазинах и забегаловках. Местные жители жалуются, куда только могут. Но слово из песни не выкинешь: переселиться в жилые дома из киосков предпринимателей в своё время заставили чиновники. А запретить торговлю в многоэтажках слуги народа решиться не могут: выбор между здоровьем населения и развитием малого бизнеса - не из простых.

На завтрак, обед и ужин

В последние годы на совещаниях и круглых столах любят поговорить о превращении Воронежа в туристический центр. А почему бы и нет? - Город уверенно превращается в столицу русского «Октоберфеста». Тем более что немцев мы давно перещеголяли: если в Баварии пивной фестиваль проводится в октябре, то в Воронеже, судя по количеству пивных вывесок, он продолжается круглый год.

Правда, у заглянувшего к нам гостя может сложиться довольно странное впечатление о местных жителях. Куда девается столько пива? Невольно возникает мысль, что воронежцы пьют ячменный напиток за завтраком, обедом и ужином. В реальности же многие горожане от такого «фестиваля» давно устали. Тем более что многочисленные «разливухи» прописались на первых этажах и в подвалах многоэтажек. И поток желающих отведать «живого» и «нефильтрованного» не иссякает. Кто-то, заботливо обняв наполненные под завязку бутыли, мирно отправляется к себе в «норку», чтобы сделать ещё один шаг к бытовому алкоголизму. Кто-то устраивает пикник на ближайшей скамейке. Праздник частенько продолжается до поздней ночи, и жители дома вынуждены засыпать под матерную брань. Дворы при этом всё больше напоминают общественный туалет.

Кстати, популярность таких заведений началась с обмана потребителей: по мнению технологов, никакого «живого пива» не существует - это лишь маркетинговый ход, способ противопоставить разливной напиток бутылочному.

Из киосков в дома

Парадокс: «оккупация» воронежских многоэтажек разливными заведениями началась под знаменем борьбы с пьянством. Именно так был мотивирован запрет на торговлю пивом в киосках, вступивший в силу 1 января 2013 года. Впрочем, злые языки утверждали, что к законодательным изменениям приложило руку и лобби крупных торговых сетей.

Получилось, как всегда. Пиво, как в сообщающихся сосудах, перетекло из киосков в жилые дома. Предприниматели выкупили квартиры на первых этажах и переоформили их как нежилые помещения. Казалось бы, претензий быть не может. Вот только, по жилищному законодательству, любые перепланировки - а без них, как правило, не обойдёшься - должны быть согласованы с жильцами. Но новые владельцы порой берутся за реконструкцию столь рьяно, что под угрозой оказывается не только комфорт, но и безопасность всего дома.

Бывает и так, что «разливухи» не прекращают свою работу даже в ночные часы, когда продавать спиртное запрещено.

«Такие заведения нужно привлекать к ответственности за ночную продажу алкоголя и нарушение закона о тишине: с десяти вечера до семи утра не должно быть шума и гама, - говорит Светлана Кравцова, член общественной палаты Воронежа. - Предусмотрен штраф, но, к сожалению, закон не действует - полиция, как правило, не реагирует на обращения и не фиксирует факты правонарушений».

А иногда такие заведения располагаются там, где их быть не должно - в подвалах, которые относятся к общему имуществу жильцов. Но в начале 2000-х многие подвалы вместе с колясочными и коридорами были оформлены в муниципальную собственность, а затем сданы частникам. А ведь в них проходят трубы отопления, канализации и другие коммуникации, от которых зависит благополучие жильцов.

Сегодня проблема всплыла на поверхность, и мэр города поручил сформировать реестр муниципальных помещений, которые необходимо передать жильцам в 2017 г. Чтобы принять помещения в состав общего имущества, собственники должны провести общие собрания.

Что же будет с занявшими подвалы пивными и другими заведениями?

«Арендодателями теперь станут выступать собственники дома, - объясняет Светлана Кравцова. - Они будут вправе пересмотреть условия договора или расторгнуть его - например, в случае нарушения общественного порядка».

По мнению технологов, никакого «живого пива» не существует - это лишь маркетинговый ход, способ противопоставить разливной напиток бутылочному.

Нелёгкий выбор

Тем временем жильцы множества домов, где прописались пивные, продолжают писать коллективные жалобы мэру, губернатору, президенту, в Госдуму. И время от времени даже удаётся наблюдать движение в сторону наведения порядка. Так, в апреле этого года в воронежской прессе появилась информация о том, что областной департамент предпринимательства и торговли собирается запретить продажу спиртного в жилых домах, а также в кафе, вход в которые располагается со стороны двора. Что стало с законопроектом, до сих пор неизвестно.

В ноябре федеральные СМИ облетела новость о том, что Минфин готовит поправки в закон, которые совсем запретят торговать пивом индивидуальным предпринимателям. Но уже на следующий день ведомство эту информацию опровергло. Такая нерешительность вполне понятна: подобный запрет - удар по малому бизнесу, ведь продажа пива занимает львиную долю оборота небольших магазинов. К чему могут привести подобные меры, хорошо показал 2013 год: по некоторым оценкам, количество киосков тогда сократилось на 75%. Между тем, к примеру, в Краснодарском крае продавать пиво в многоэтажках всё же запретили, несмотря на протесты кубанских предпринимателей.

С чем боремся?

Сергей Непрокин, член ЦК бывшей Партии любителей пива:

«Конечно, я за то, чтобы все магазины располагались в помещениях, которые не встроены в многоэтажки. Но даже в западных странах 80% таких торговых точек расположены в жилых домах. Потому что иначе - это большие торговые центры, а значит, - доступность снижается, себестоимость растёт из-за дорогой аренды! Давайте не будем никакие магазины, поликлиники, аптеки располагать в домах. Давайте запретим всё. Запрет ни к чему не приведёт. Кто помешает взять пиво в магазине и пойти во двор? Или бутылку водки? Или настойку боярышника?

Наркоконтроль давал официальную цифру: в России - 7 млн наркоманов. Это 5% населения страны! Получается, в компании из 20 молодых людей есть человек, знакомый с наркотиками. Если доступность пива снизится, он предложит компании их попробовать.

К чему привели запреты на рекламу пива, ночную торговлю, торговлю в ларьках? С 2008 года у нас началось падение отрасли. При этом настолько же выросло только официальное потребление крепкого алкоголя. А ведь до 70% крепкого алкоголя произведено нелегально. Так что нужно определиться: мы боремся с пивом или боремся за здоровье нации?»

Нужен порядок

Лариса Тулинова, председатель общественного совета по вопросам ЖКХ при мэре Воронежа:

«Без разрешения жильцов владельцы торговых точек не имеют права делать отдельный вход и выполнять любую перепланировку. А у нас как? Приходит собственник и начинает стены двигать - в том числе несущие. И никто не думает о том, что завтра дом рухнет: это, дескать, может произойти где угодно, только не у него. Подвалы вообще не могут быть переведены в статус нежилых помещений, это общее имущество, ведь там часто проходят коммуникации.

Так что если вы хотите навести порядок в нежилых помещениях, должен быть совет дома. Можно пожаловаться в Госжилинспекцию. Даже если владелец помещения без решения собственников просто повесил кондиционер - это уже нарушение.

Подвалы, которые когда-то оформил в собственность муниципалитет, сегодня возвращаются собственникам. Но для этого жители должны обратиться в городскую администрацию. Если всех устраивает существующее положение дел, ничего не изменится. Мы же сами кузнецы своего счастья. Если хотим жить хорошо, значит будем заботиться о своей общей собственности. Если нет - пожалуйста, никто не пойдёт в чужой дом наводить там порядок».

Не криком, а расчётом

Юрий Трещевский, доктор экономических наук:

«Кто-то из жителей недоволен тем, что пиво можно купить в шаговой доступности, кто-то, напротив, - очень рад. На всех не угодишь. Мне кажется, ограничение торговли никак не помогает в борьбе за здоровье населения. Давайте запретим торговать салом, пирожками, особенно жареными, - всё это наносит вред здоровью. Но каждый делает свой выбор сам. А главное - любые препятствия бизнесу снижают занятость, что влечёт падение доходов населения. Преимущественно пивом на розлив торгует малый бизнес, его возможности как-то сманеврировать очень ограниченны.

Так что не стоит чинить препятствия без крайней, очень серьёзно обоснованной необходимости. Мы все разные. Кому-то не нравятся пивные, кому-то - табачные, кому-то - шумные стадионы. Не нравится - переселяйтесь подальше, развивайте мобильность. Можно жить в частном доме. Очень удобно - никто ничего подобного у тебя под носом не откроет. Любой запрет должен быть обоснован не громкостью крика тех, кто недоволен, а очень серьёзными расчётами. При этом считать должны противники бизнеса - пусть покажут, что выгоды превысят потери».

Выгодно и доступно

Александр Орлов, главный нарколог области:

«Одна из составляющих государственной стратегии по снижению потребления алкоголя - предложение населению слабоалкогольных напитков. По данным Росстата, потребление официально приобретённого алкоголя в области с 2013 по 2015 г. снизилось с 8,6 до 6,6 л на душу населения. Причём снижение идёт за счёт крепких напитков.

Но у любого явления есть плюсы и минусы. Как показывает статистика, физическая зависимость при потреблении слабого алкоголя формируется медленнее, происходит снижение количества алкогольных психозов - случаев «белой горячки»: за последние шесть лет - на 30%. Но со временем проявятся и минусы: пиво вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени. Бьёт по репродуктивной функции: повышается выработка женских половых гормонов, что ведёт к снижению потенции у мужчин. Вы обратили внимание, как изменился облик мужского населения? На пляже у каждого второго торчит пивной животик.

Конечно, пивных много: у нас одна точка, торгующая алкоголем, приходится на 400-500 человек. В развитых странах - на 10-20 тыс. человек. Представляете, насколько выше у нас доступность? И стоимость алкогольных напитков у нас намного ниже.

Мы полностью поддерживаем идею запрета торговли алкоголем в многоквартирных домах. В прошлом году письмо в Госдуму с таким требованием подписало более 4 тыс. воронежцев».

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах