aif.ru counter
Лариса ЩЕРБИНИНА 114

«Великий и могучий»: Мода на грамотность не стареет

Студентка Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Елена Ерохина – одна из двух человек, кто справился с «Тотальным диктантом» на «отлично».

Из личного архива

«Тотальный диктант» – международная акция по проверке грамотности. В этом году его писали более 100 тысяч человек из 58 стран и 549 городов. Среди них – и Тамбов. 

 Читать надо больше

 ‑ Елена, модно ли сегодня быть грамотным?

‑ Да. Призывами к грамотности стали пестрить и социальные сети, и солидные издания. Но от разговоров нужно переходить к делу. В первую очередь, увеличить количество часов по русскому языку в школах. Особенно у старшеклассников. Да и в вузах русского языка маловато. Даже мы, филологи, ощущаем нехватку – меньше стало диктантов, упражнений для отработки знаний. О других факультетах и вовсе говорить нечего. К примеру, у юристов русский был только на первом курсе.

– Как же повышать грамотность среди населения?

– Рецепт простой – нужно больше читать. Во всяком случае, мне это помогло. Научилась читать в четыре года. Но и везло на учителей. Например, в школе у нас преподавала русский язык Антонина Григорьевна Лазовик. Даже отстающие по другим предметам в знании русского были весьма сильны. Но русский язык в совершенстве знают единицы, что подтвердил Тотальный диктант. Стремление к самообразованию – это вопрос общей культуры.

Правила на скамейках

‑ Часто ли «режет» глаза и уши от орфографических и речевых ошибок в повседневной жизни?

‑ К сожалению, да. Письменными ошибками пестрят различные объявления, реклама в автобусах, на остановках, рынках, какие–то вывески. Кстати, у нас в городе обилие безвкусной разнопёрой рекламы и афиш. А ведь можно эти места использовать и для образования тамбовчан. Видела в метро Санкт–Петербурга мини–вывески с написанием трудных слов. Есть города, где правила правописания размещают даже на скамейках.

Не отличаются грамотностью современные издания книг, журналов, газет, не говоря о вездесущих Интернете и телевизоре. Раньше речь диктора центрального телевидения была неким эталоном. Люди невольно прислушивались к тому, как нужно правильно говорить, расставлять ударения в словах. Теперь же одно пресловутое «звОнит» завоевало всё и вся. Но даже когда замечаю неверное произношение где–то в своём кругу, стараюсь не поправлять. В детстве на мои ошибки мне всегда указывала мама.

Культура слова – не просто красивая и грамотная речь. Язык способен привести в некую норму мышление, сознание человека, в конце концов, облагородить саму жизнь.

‑ Бытует мнение, что народ стал меньше читать…

‑ Не соглашусь. Когда проходила практику в школе, отмечала, что немало старшеклассников прочитывали «Войну и мир» – не сокращенный вариант, а «от корки до корки». Постоянно вижу молодежь с электронными книгами в общественном транспорте. Многие сегодня увлекаются современными авторами.

Между тем, печатные книги стали дорогими, а электронные варианты пока воспринимают не все. И ещё. Современный человек из–за быстрого темпа жизни предпочитает читать небольшие по объёму тексты. Но проглатывать информацию на каком–нибудь сайте – это одно, а читать серьёзную художественную книгу – другое.

– Сегодня активно муссируется тема употребления ненормативной лексики в художественной литературе. Как считаешь: стоит ли бороться с бранными словечками, или это допустимо?

– Нецензурные слова, или как мы привыкли называть – мат – это часть языка, у которой очень древние корни. И классики их употребляли, и современники. Считаю, что совсем от него не избавиться. Можно применять в каких–то экспрессивных моментах, характеризующих речь героя. Но от такой литературы обязательно остерегать детей. И ставить слово не целиком, а лишь начальные буквы с многоточием.

Однако я категорически против употребления мата в речи. Это очень плохо влияет даже на энергетику человека. Недаром говорят, что словом можно убить или, напротив, воскресить человека к жизни.

Работают и «подучиваются»

‑ У студентки–выпускницы остаётся свободное время?

‑ Свободное от учёбы время – подработка. Не зря говорят: «Если раньше студенты учились и подрабатывали, теперь работают и «подучиваются». К сожалению, не все педагоги относятся к этому с пониманием. Но разве можно выжить на стипендию в 1 400 рублей? Хотя качество образования в таких условиях снижается. Ведь студенту необходимо ещё и знакомиться с первоисточниками. Например, на лекции рассказывают о литературе XIX века. Но нужно ещё и познакомиться с творчеством хотя бы основных авторов, прочитать их книги. А когда? Нужно думать, как заработать на хлеб насущный.

‑ Вы выбрали далеко не престижную, по нынешним временам, профессию. К тому же собираетесь поступать в аспирантуру. Что вас подвигло на этот шаг?

‑ Соглашусь, что гуманитарии сегодня часто не могут найти подходящее для себя место. Легче устроиться технарям – и зарплата у них больше. Но мы, русские, такие – если полюбили какое дело, то на всю жизнь.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество