aif.ru counter
Анастасия Ходыкина 0 116

Уловки застройщиков и одноразовые вещи. Что не дает улучшить нашу экологию

Эколог поговорила с «АиФ-Черноземье» о том, почему из центра города исчезают деревья, как изменилась ситуация в Воронеже в год Экологии и насколько повысят тарифы на вывоз мусора.

Руководитель общественной организации «Центр экологической политики» Виктория Лабзукова рассказала, как застройщики обходят законы об охране природы и почему в Воронеже уменьшилось количество зеленых зон.

Вонь есть, нарушений нет

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Виктория Михайловна, сейчас много говорят об экологии. Неужели дела так плохи?

Виктория Лабзукова: Действительно, в последние годы проблемы экологии интересуют многих. В нашем городе тому причиной несколько факторов. Например, недовольство жителей вызывает строительство жилья на территории зелёных зон. Под застройку вырубается лес в районе Ямного, Подгорного, не снят вопрос с вырубкой яблоневого сада… Стало модно строить дома у береговых линий рек и водохранилища, хотя по закону водоохранная зона должна составлять 20 метров, на этом расстоянии нельзя вести никакую хозяйственную деятельность.

— Застройщики идут на нарушения закона?

— Сейчас они приноровились делать так, что нарушений якобы нет. Находят в законе разные лазейки. Например, написано — «строительство многоэтажных домов запрещено», а строить одноэтажные, значит, можно. Или запрещено возводить стационарные объекты, а если сделать без фундамента — пожалуйста. Но в любом случае идёт уничтожение деревьев. Сейчас застроено очень много таких территорий, вырублена береговая растительность. Дальше — больше: власти решили строить дорогу через Нагорную дубраву. Жители выступают резко против, создана инициативная группа, однако, к сожалению, с мнением людей у нас не всегда считаются. А ещё воронежцы часто жалуются на запах от очистных сооружений. Однако Роспотребнадзор, который делает замеры воздуха на вредные вещества, констатирует: допустимые нормы не превышены. Вонь есть, нарушений нет. Как такое возможно?

В целом же нельзя утверждать, что в Воронеже сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Особенно если почитать документы экологических контролирующих органов, в которых всегда всё хорошо.

Где зелень?

— В центре города зелени тоже стало меньше...

— Да, и это особенно хорошо заметно летом. Раньше гулять по Плехановской было комфортно — а сейчас нет спасения от солнцепёка. Дело в том, что срок жизни пирамидальных тополей и кипарисов, которые повсеместно высаживали в городе, недолог, и многие эти деревья перешли в разряд аварийных. Их вырубают, а на их месте что-то строят или организуют парковки. Конечно, если послушать отчёты чиновников, то каждую весну и лето высаживают новые саженцы. Но даже если те не засохнут, они всё равно не заменят деревья, которым было по 30-50 лет.

Недавно мы обратили внимание на ещё одну причину массовой гибели деревьев: тротуары у нас всё больше обкладываются брусчаткой, при этом приствольную лунку делают диаметром всего 20-30 см, а она должна быть примерно размером с крону, иначе растение не получит достаточно влаги. Будем заниматься этой проблемой.

— Прошлый год был объявлен Годом экологии. Есть какие-то достижения, которые можно отметить?

— Люди становятся экологически грамотнее. А город — чище. В прошлом году очень много организаций включилось в дело охраны окружающей среды — проводили дополнительные посадки, расчистку мест массового отдыха... Много времени уделялось экологическому просвещению в школах. Думаю, в этом году всё это будет продолжено. Например, нам уже начали нести батарейки, в прошлом году мы провели хоть и однодневную, но масштабную акцию по их сбору. Между прочим, батарейки в качестве отходов — это второй класс опасности. Если они попадают в почву и разлагаются, то выделяют очень вредные вещества.

Считаю важным, что в 17 пилотных воронежских школах поставили контейнеры для сбора пластика, какие уже есть во многих спальных районах. Пластик не считается вредным отходом, но срок его разложения — более 200 лет, к тому же это ценное вторичное сырье. До конца года хотим во всех городских школах поставить эти и другие контейнеры, например, для сбора бумаги. Мы как Центр экологической политики внедряем принцип раздельного сбора мусора все 18 лет нашей работы. Но в прошлом году, когда подключилось управление экологии, дело пошло намного быстрее.

Сортировать — дешевле

— Проблема мусора — одна из самых острых сейчас?

— Полигоны у нас быстро переполняются. И так во всём мире. Обратите внимание, если раньше тара была возвратная, все советские люди сдавали бутылки от молока, лимонада, то сейчас появилось очень много одноразовой посуды. К тому же с 1 января 2019 года будет запрещено на полигонах захоранивать отходы вторсырья — стекло, бумагу, пластик. Поэтому в Воронежской области собираются построить восемь мусоросортировочных комплексов. И один из них, под Воронежем, планируют запустить уже в этом месяце.

Какая поддержка ожидается от властей? Сейчас, например, предприниматели, которые установили сетки для сбора пластика, столкнулись с тем, что управляющие компании стали требовать с них деньги за аренду места под эти контейнеры, разгорелся конфликт.

— Говорят, что повысятся тарифы за вывоз мусора?

— Однозначно, и это произойдёт уже в этом году. Система оплаты меняется полностью: если раньше жильцы платили только за вывоз мусора, а организации, доставлявшие его на полигон, — за негативное воздействие на окружающую среду, и деньги должны были идти на рекультивацию этих полигонов, то сейчас плата за негативное воздействие на окружающую среду ляжет и на население. В некоторых регионах, где уже перешли на новую систему, оплата за мусор возросла почти в три раза. А значит, существует опасность, что увеличится количество стихийных свалок. С другой стороны, есть и стимулирующие меры: плату с жителей должны уменьшить, если они раздельно собирают мусор. Но кто это будет отслеживать — непонятно.

И больше меня беспокоят даже не жители, а мелкие организации, например, частные автосервисы. По законодательству их толком не проверяют, а отходов у них образуется много — это и гаражные шины, и ёмкости от масел. Куда они всё это девают, неизвестно.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах