aif.ru counter

«Научите правильно реагировать». Как быть, если ребёнок стал жертвой травли

Как обстановка в мире влияет на состояние детей, у кого есть риск стать объектом буллинга и что нужно делать, чтобы ребенок избежал этой участи, «АиФ-Черноземье» рассказал психолог.

В Петербурге старшеклассники пытались сжечь одиннадцатилетнего мальчика с ДЦП. В Смоленске подростки жестоко избили школьника. До этого похожие случаи произошли в Пскове и Ельце. В интернете регулярно появляются новые видео с издевательствами детей над детьми. Кто виноват в том, что травля в школе стала повсеместной? Можно ли её остановить? Об этом «АиФ-Черноземье» рассказывает заместитель директора Института психологии и образования ЛГПУ им.П.П. Семенова-Тян-Шанского Елена Бычкова.

Проблема – внутри семьи

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Елена Семёновна, раньше школьники тоже дразнили друг друга, разыгрывали, подставляли, но сегодня подростковая жестокость переходит все границы. Откуда в современных столько агрессии?

Елена Бычкова: А что тут удивительного? Вы посмотрите, сколько негатива на нас льётся с экранов телевизоров, из газет, Интернета. Дети – они как губка, всё впитывают. Чем больше в обществе агрессивных, пессимистичных настроений, тем больше в нём процветает такое явление как буллинг, иначе говоря, травля. Недавно Всемирная организация здравоохранения проводила исследование буллинга в разных странах. Оказалось, что Россия занимает одну из лидирующих позиций по частоте жалоб школьников на травлю и издевательства со стороны сверстников. Были даже приведены такие цифры: среди детей 11-летнего возраста 23% девочек и 27% мальчиков подвергались унижениям в школе два и более раза в месяц. То, что происходит, на самом деле очень страшно.

- Кто чаще всего становится жертвой травли?

- Наличие у школьника каких-то физических недостатков или внешних особенностей (худобы, полноты, веснушек и пр.) могут стать поводом для травли. Но, как правило, проблема лежит внутри семейных отношений, в тех скрытых посланиях, которые родители адресуют своему ребёнку. Он транслирует во внешний мир то, что получает в своей семье. В зоне риска дети, которых не поддерживают близкие, у них нет доверительных отношений с родителями. Да, матери и отцы могут интересоваться жизнью подростка, но лишь поверхностно – какую оценку получил, сделал ли уроки, а его внутренние переживания их не интересуют. Или, наоборот, родители осуществляют гиперопеку, то есть решают всё вместо ребёнка. Но при этом они не видят в нём главного – личности. И в том и в другом случае дети не являются полноправными членами своей семьи, им не доверяют, к их мнению не прислушиваются. Чаще всего они и становятся жертвами травли.

- А какова во всём этом роль учителя? Может он повлиять на ситуацию в классе?

- К большому сожалению, некоторые учителя своими неосознанными действиями сами подталкивают детей к травле. Например, нелестно высказавшись о ребёнке или прилюдно высмеяв его недостатки, педагог тем самым как бы даёт понять, что он поддерживает буллеров (хотя может даже не знать о том, что происходит). Вообще очень многое зависит от учителя. Если он умеет создать партнёрские отношения в классе, сплотить коллектив, увидеть личность в каждом ребёнке – травли не будет.

Отвечать или молчать?

- Как понять, что ребёнка обижают в школе? Ведь дети не всегда спешат рассказывать обо всём взрослым.

- Во-первых, ребёнок начинает замыкаться в себе. Внимательные родители сразу это почувствуют. Во-вторых, становится несговорчивым, если и отвечает на вопросы, то невпопад: сегодня одно, завтра - другое. Потому что ещё сам не знает, как реагировать на такую ситуацию. На него словно навалилась какая-то тяжесть. Ему страшно, одиноко, жизнь теряет краски. Длительное пребывание в таком состоянии опасно, так как может подтолкнуть к суицидальным намерениям.

- Как же правильно вести себя родителям, если над их ребёнком издеваются?

- Часто имеют место две крайности: взрослые или бегут сами разбираться с обидчиками или говорят – разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. И то, и другое неправильно. Первое, что нужно сделать родителям, это дать понять ребёнку, что мама и папа на его стороне, что они любят его и готовы помогать. Второе - это объяснить ему простую истину: его тело принадлежит только ему, никто не имеет право его оскорблять, мучить и унижать. Если ребёнок сильно подавлен, не может пережить полученную травму, стоит отвести его к специалисту. Потом надо научить его правильно реагировать на агрессию. Любой провокатор своими действиями рассчитывает на определённую реакцию. Если он её не получает, то теряет к жертве всякий интерес. Например, один мальчик обзывает другого, а тот вместо того, чтобы бросаться в драку, отвечает ему: «Я всё равно буду обращаться к тебе по имени», и обидчик уже не знает, как себя вести. А вскоре ему просто надоест издеваться. Конечно, эффекта можно добиться не с первого раза - на это потребуется время. Потом надо обязательно сходить в школу, поговорить с другими родителями, классным руководителем. Мама и папа видят только своего ребёнка, а учитель – весь коллектив целиком и улавливает все нюансы взаимоотношений между детьми. Если ситуация принимает серьёзный оборот, нужно  поставить в известность администрацию учебного заведения.

- А что делать, если руководство школы отрицает проблему?

- Обращаться выше - в департамент, в управление образования. Ни в коем случае нельзя закрывать на травлю глаза. Любое насилие, физическое или моральное, всегда травматично. Затравленные дети страдают потом всю жизнь. Это как язва, которая будет периодически кровоточить, и мешать человеку жить, строить карьеру, создавать семью.

Агрессоры страдают сильнее

- Если к психологу поведут именно ребёнка-жертву, не утвердится ли он ещё больше во мнение, что он «какой-то не такой», раз именно ему нужна помощь специалиста?

- В идеале, конечно, надо работать не с одним ребёнком, а со всем коллективом. Агрессивные дети иногда даже больше нуждаются в понимании и поддержке взрослых, чем их жертвы. Агрессия не может возникнуть сама по себе - это всегда следствие. И, как правило, всё  идёт из семьи. Там ребёнка либо не замечают, он постоянно сталкивается с эмоциональной холодностью со стороны родителей, либо многократно и систематически наказывают (в т.ч. физически), в результате чего он приходит к выводу, что сила – это главное человеческое качество и в любом споре надо применять силу. Но агрессия порождает новую агрессию, а проблемы остаются. Многие родители банально не умеют разговаривать со своими детьми, они только поучают, дают какие-то наставления, а выслушать его переживания, разделить его чувства не могут. Так часто бывает, когда дети нежеланные либо нелюбимые. Не получив должного внимания в семье, они через агрессию начинают доказывать, что имеют право на существование. И пусть даже таким плохим способом пытаются завоевать родительскую любовь. Эти ребята страдают ещё сильнее.

- Что могут сделать родители, учителя, чтобы дети не оказались в такой ситуации?

- Всё просто - детьми нужно заниматься. И не от случая к случаю, а постоянно, целенаправленно. Ведь пока они обучаются в школе, происходит самый важный в их жизни процесс – становление личности. Поэтому нам всем стоит задуматься, что мы вложим в их головы. Надо постараться вырастить не просто образованного человека, а человека, у которого помимо мозгов есть ещё и сердце. Я считаю, в школах должен быть курс развития личности. Такие занятия можно было бы проводить, например, на уроках ОБЖ или в рамках Российского движения школьников. Детям нужно объяснять, что такое человеческая личность, что это самая большая ценность, когда они это поймут, таких ситуаций будет возникать значительно меньше.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах