aif.ru counter
Юрий Голубь 956

Дело об ушастом еже. Из краеведческого музея в Воронеже пропадают экспонаты

Из воронежского краеведческого музея растаскивают ценные экспонаты. Вот только ловить воров, кажется, никто не собирается.

Если кража полотна Куинджи из Третьяковки стала скандалом всероссийского масштаба и широко обсуждалась в СМИ, то в Воронежском краеведческом музее пропажу ценных экспонатов стремятся сохранить в тайне. На днях один из таких эпизодов стал известен «АиФ-Черноземье». Так как в Воронеже пропадают культурные ценности?

Где же чучело?

В редакцию «АиФ-Черноземье» обратились сотрудники областного краеведческого музея, фонды которого насчитывают более 170 тысяч раритетных предметов.

«В последнее десятилетие инструкции по сохранности предметов грубо нарушаются, - рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея с 33-летним стажем Лилия Сотникова.– Руководство мешает исполнять мои прямые обязанности по сохранности государственных ценностей. Последний пример: 8 августа 2018 года в 13 часов 30 минут на стационарной выставке «Царство животных» пропало чучело ушастого ежа – животного из Красной книги». 

Этот случай мог бы показаться даже забавным, если бы чучело не было включено в основной фонд, где числятся особо ценные экспонаты. Заменить ежа законным путём не получится – убивать таких животных строго запрещено. Но, пожалуй, больше всего удивляет то, что случай, по-видимому, попытались замять.

«По инструкции, после пропажи любого экспоната мы обязательно должны вызвать полицию, - продолжила Лилия Сотникова. – Каждый из пяти предыдущих директоров музея, при которых мне довелось работать, сам вызывал милицию и расследованию не препятствовал. Однако на этот раз всё было не так: нам велели молчать и никому об этом не рассказывать. Кстати, чучело ежа до сих пор не списано».

Тем не менее, сотрудники музея решили действовать по закону и составили акт о пропаже экспоната – свои подписи, кроме заведующей экспозиционно-выставочным отделом, в нём поставили главный хранитель музея, старший научный сотрудник, дежурный по музею и музейный смотритель. 

Редакция «АиФ-Черноземье» направила директору музея Елене Вычеровой официальный запрос с просьбой об интервью. Были заранее высланы вопросы, в числе которых: «Каким образом организована охрана музея и его экспонатов, какие технические методы используются?», «Были ли случаи пропажи ценностей музея в последние годы?» и др. Однако директор категорически отказалась общаться на эту тему. Ссылки на закон о СМИ не помогли – Елена Вычерова, вероятно, забыв, что она должностное лицо, сослалась на своё «право не отвечать на вопросы».

Надежда на пушки

Зато у сотрудников краеведческого музея болит душа за сохранность коллекции. Ведь её удалось отстоять даже в 1990-е годы, когда главные культурные сокровищницы России, не стесняясь, торговали историей страны. Пример тому - расхищение древнерусской коллекции Эрмитажа. 

Тогда же один из авторитетных воронежских бизнесменов захотел прикупить себе на дачу бронзовые пушки петровской поры и каменных половецких баб XII-XIII веков, стоящих на территории музея. Новоявленный капиталист очень удивился, когда музейные работники отказались продать государственную собственность. 

Зато в 2000-е, когда, казалось бы, стало побольше порядка, экспонаты начали пропадать. Так, во время школьной экскурсии кто-то срезал и унёс петровскую медаль в честь взятия Азова. Исчезли топор времён строительства первого русского флота и тесак из зала, посвящённого революциям. 

К счастью, петровские пушки до сих пор «охраняют» главный вход в музей, а половецкие бабы «стерегут» вход со двора. Хочется надеяться, что это не единственные технические средства охраны - из-за отказа администрации мы не смогли в этом убедиться. Сотрудники музея, например, сомневаются в исправности системы видеонаблюдения.

А ещё они советуют присмотреться к книге голландского писателя и художника, друга Петра I, Корнелия де Бруина «Путешествие по Московии, Персии и Вест-Индии», где есть уникальная гравюра с видом Воронежа – путешественник побывал в нашем городе в 1703 году. «Путешествие» выставлялось в музее с 1987 года, но несколько лет назад было решено поменять все подлинные документы XVII-XIX веков на копии – якобы в целях безопасности. Книга отправилась в запасники, и недавно сотрудники не смогли отыскать в ней упомянутую гравюру. 

Редакция «АиФ-Черноземье» просит считать эту публикацию обращением в правоохранительные органы, которые должны расставить все точки над «i».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество