aif.ru counter
Оксана Шевченко 62

Ректор Литинститута Алексей Варламов: «Я стал писателем случайно»

Ректор Литинститута и писатель Алексей Варламов на встрече со студентами рассказал о поисках предназначения, играх с государством и диктате рынка.

Оксана Шевченко / АиФ

В Курске побывал ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов. Он встретился с молодёжью в рамках проекта «Диалог на равных».

Главное — талант

Встреча с поколением  Z состоялась в областном Доме молодёжи. После небольшого приветственного слова московский гость предложил перейти к формату «вопросов-ответов». Для автора лучшего вопроса он приготовил подарок — новый роман «Душа моя Павел», вышедший в свет в 2018 году.

«Роман посвящён студенческой жизни, молодости, любви, первым разочарованиям, взрослению. Главный герой за месяц переживает столько событий, сколько обычный человек, может быть, за всю свою жизнь», — поведал автор.

Участников встречи интересовало, можно ли научиться писать книги? Ректор ответил, что научиться действительно можно, а вот  научить — нельзя. В этом смысле Литературный институт для студента — это своего рода гомеопатическое средство, а не хирургия или терапия с готовыми рецептами. Если у человека есть литературные способности, то им можно помочь раскрыться. Поэтому главным критерием для поступления является наличие таланта.

Гость также признался, что стал филологом и уж тем более писателем случайно. Писательство он считал  уделом избранных, а в филологию пошёл от безысходности. Так как его влекли путешествия, склонялся к географическому факультету МГУ, но там на экзаменах требовалось сдавать математику, в которой был не силён. А на филфаке — традиционно девичьем факультете — для парней был отдельный конкурс. Так государство стимулировало юношей к поступлению. В конечном счёте именно филфак стал  питательной средой для писательского роста. В 23 года в журнале «Октябрь» вышел первый рассказ Варламова — «Тараканы».

Цензура имела свои плюсы

Досье
Алексей Варламов — писатель и публицист, доктор филологических наук, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, ректор Литературного института имени А. М. Горького. Кроме этого, он является лауреатом нескольких престижных литературных премий, в том числе общенациональной премии «Большая книга» и премии Александра Солженицына. В серии ЖЗЛ вышли его биографии Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Григория Распутина, Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Василия Шукшина.

Спросили участники встречи и об отношении писателя к советской цензуре. Оно оказалось неоднозначным.

«Надо понимать, что в 1970-е годы цензура была уже дряхлая, уже было понятно, что советский проект рушится. И если мы почитаем Распутина, Шукшина, Трифонова, то увидим, что они писали то, что хотели, словно и не было никакого социалистического реализма. В конце пронзительной повести Чингиза Айтматов «Белый пароход» главный герой — 11-летний мальчик — погибает. И ему не помогает ни райком партии, ни профком, ни пионерская организация.

Да, были запретные темы. Но представлять себе советскую жизнь как этакое царствование тьмы — это несправедливо. Всё было намного сложнее. Цензура имела и свои плюсы. Она же предлагала игру: а ты меня обойди! И это ставило перед писателями интересную творческую задачу. Игры с государством литератору в какой-то степени даже необходимы.

Возможности литературы в то время были безграничны. К писателям прислушивались. Если ты опубликовался в толстом журнале, то это означало, что тебе дали зелёный свет. О тебе будут заботиться, тебя будут печатать. Моя первая книжка сразу вышла тиражом 75 тысяч экземпляров. Всех так издавали. И эти тиражи реально раскупались.

За свой первый рассказ «Тараканы» — три странички текста — я получил гонорар в 200 рублей. В то  время моя зарплата  была 125 рублей. Для писателей были райские времена — чудесная инфраструктура, дома творчества. И если ты попадал в эту обойму, если тобой интересовались, на тебя обращали внимание, принимали в Союз писателей, то социальные лифты в творчестве достаточно хорошо работали».

В завершение Варламов посетовал, что жизнь современного писателя стала намного сложнее. Государство никак не вмешивается в творчество. Но расцвела ли от этого русская литература? Авторы сражаются с рынком, который обыграть гораздо сложнее, чем советских цензоров. Новичкам заявить о себе очень сложно. Нет понятного механизма, есть какие-то случайности, когда таланты получают признание. К их числу можно отнести Евгения Водолазкина или Григория Служителя. Последний замечательно описывает мир глазами кота Савелия.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество