Наталья Сычева 0 1204

Телевизор вместо общения. Логопед о причинах задержки речи у малышей

К каким проблемам может привести недостаток общения ребенка с родителями и почему детей с дефектами речи становится все больше, «АиФ-Черноземье» рассказала логопед Инна Черноусова.

Ирина Якунина / АиФ

Логопед Инна Черноусова рассказала «АиФ-Черноземье», в каком возрасте стоит волноваться, что ребенок не говорит, и как на задержку речи влияет поведение взрослых, телевизор и информационные технологии.

Детский сад вместо телевизора

Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Инна Ивановна, говорят, детей с дефектами речи становится всё больше, это так?

Инна Черноусова: К сожалению, это правда. Частая причина задержки речи — недостаток общения с родителями. Когда и мама, и папа много работают, а в свободное время постоянно сидят за компьютером, ребёнок остаётся предоставлен сам себе, и у него не развивается речь, ведь с ним никто не общается. И где малыш узнает какие-то новые слова — из телевизора или планшета? Нет, там с ним тоже не будут говорить.

Досье
Инна Черноусова родилась в Воронеже в 1976 году. Окончила психолого-педагогический факультет ВГПУ, позже получила образование логопеда. Общий педагогический стаж - 25 лет, из них более 15 лет работает логопедом.

Кроме того, сейчас не все отдают детей в детский сад. Боятся, что они там будут часто болеть или что им там не понравится. И ребёнок сидит дома, хотя первое, что рекомендуют логопеды, когда видят дефекты речи, — это не только ходить на корректирующие занятия, но и посещать детский сад. Там больше общения и такие условия, что малышу волей-неволей приходится учиться высказывать свои пожелания, причём так, чтобы его поняли.

— Всегда ли телевизор — это плохо?

— Если ребёнок большую часть времени будет проводить перед телевизором за мультиками, даже развивающими, не проговаривая то, что он видит и слышит, это плохо. Без общения после просмотра ничего хорошего не получится. Речь, как и мышление, не будут развиваться. Очень важно, чтобы ребёнок пересказал увиденное своими словами.

— Современные информационные технологии тоже вносят отрицательную лепту? 

— Конечно, из-за них стало меньше живого общения. Сейчас маленький человек пришёл из детсада, его посадили за компьютер, а взрослые начали с кем-то переписываться в телефоне. Поэтому когда родители приходят на диагностику с ребёнком, мы спрашиваем, сколько он сидит у вас за компьютером или планшетом? И нередко слышим в ответ — как пришли из детсада, так и сел. Спрашиваю, а есть ли дома развивающие игры — разные ходилки-бродилки, пусть даже лото или домино? Оказывается, есть у одной семьи из десяти. И даже в семьях, где они имеются, родители часто не играют с ребёнком и не объясняют, как надо играть. А ребёнок повертит-посмотрит картинки и отложит, потому что непонятно и неинтересно.

Логопедов не хватает

— Есть ещё какие-то причины, вызывающие проблемы с речью?

— Экология, продукты питания, содержащие слишком много химии, которая влияет на ребёнка ещё во внутриутробном периоде... Часто детей кормят йогуртами, колбасами, конфетами, в которых нет натуральных веществ. Всё это может повлечь изменения в коре головного мозга или в нервной системе. Но это уже органические причины, с которыми надо работать в связке с врачами.

— Как считаете, родители стали более безответственными?

— Я бы так не сказала. Те родители, кто обращается к логопедам, как раз серьёзно относятся к развитию своего ребёнка. Ведь специалистов, как правило, приходится искать самим, а за занятия — платить.

— А как же логопеды в детских садах и школах?

— Дело в том, что сейчас во многих учебных учреждениях ставку логопеда сократили. Родителям, конечно, было бы удобнее, если бы логопеды остались, ведь это решило бы многие проблемы. Но так как специалистов убрали, семьи остались без помощи, а жизнь стала более стремительной и загруженной, времени на всё не хватает. Поэтому проблемы с речью ребёнка уходят на второй план, а на первый выходят насущные заботы — обуть, одеть, сделать уроки, проследить, чтобы не заболел. Есть и просто финансовые трудности. Ведь логопедические занятия — это не один день и не два, а платить могут далеко не все.

Отсутствие специалистов в детсадах и школах только обостряет проблему. Даже если ставку логопеда не сокращают, найти хорошего специалиста на такую мизерную зарплату всё равно не могут. Вот и берутся за эту работу дилетанты. Исход печален. Иногда обращаются родители с пятилетним ребёнком, который очень плохо говорит, и на вопрос, почему же раньше вы не приходили, отвечают, что логопед в детсаду им сказал, что ребёнок к шести годам сам заговорит. И такое бывает.

Чем чревато?

— Когда нужно начать беспокоиться, что ребёнок не говорит?

— В 3-3,5 года ребёнок уже должен говорить как мы, пусть даже с некоторыми дефектами речи. Он уже должен строить предложения, хотя бы простые. Но если он молчит или не произносит целых фраз, надо обращаться к логопеду. Само ничего не исправится. И причины задержки речи могут быть разными, причём связанными не только с недостатком общения, но и с физиологией.

— Какими неприятностями грозят нарушения речи?

—  В первую очередь — это проблемы в школе. У ребёнка появляется психологическая замкнутость. Ему стыдно за свою речь, он стесняется. Кроме того, возникают большие проблемы при письме. Когда ребёнок пишет, он проговаривает слова, но из-за нарушений речи он копирует свои ошибки. Во взрослой жизни дефекты речи могут и вовсе вызвать психологические барьеры и комплексы.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах