Ирина Евсюкова 0 292

Утопаем в ощущениях. В Воронеже станцевали антиутопию Замятина «Мы»

Танцевальная труппа Камерного театра представила спектакль о тоталитарном обществе будущего.

С романом-антиутопией Евгения Замятина «Мы» многие знакомятся еще в школе. Даже те, кто ловил мух на уроках литературы, вспомнят об этом произведении, настолько необычно и современно оно было для нашей страны в 20-х годах прошлого века. Государство – тоталитарная машина, люди – бездушные винтики, душа и воля – опасные свойства личности. В какую бы эпоху читатель не взялся за эту книгу, он ужаснется совпадениям с его реальностью. Тем интересней задумка обратить внимание на роман «Мы» в наше время. И, пожалуй, самый безопасный и в то же время самый трудный для этого способ – танцы.

«Современный танец – про ощущения»

Фото: Воронежский камерный театр/ Алексей Бычков

Танцевальная труппа Воронежского камерного театра воплотила в жизнь идею молодого хореографа из Петербурга Ольги Васильевой. Ольга победила в престижном конкурсе молодых хореографов фестиваля Context и получила возможность осуществить свою задумку на воронежской сцене. На работу у нее и танцовщиков был всего четыре недели – столько прошло с последней танцевальной премьеры в Камерном. Тем более потрясающим выглядит результат.

Кажется, что над этим насыщенным, физически сложным, по-актерски и художественно ярким спектаклем трудились не один месяц, тем более, что в его команду вошли мастера из разных городов. Драматичную и атмосферную музыку, которая как будто еще больше затачивает острые движения танцоров, написал композитор Александр Карпов. Светом занимался петербургский художник Константин Бинкин, работающий с Мариинским театром. А Юлия Ветрова, подготовившая яркие и очень модные костюмы артистов, в этом году получила номинацию на «Золотую маску» за другой воронежский спектакль – оперу «Родина электричества». Танцоры между репетициями читали или перечитывали роман, а также слушали его отрывки в прочтении актеров Камерного театра. Ведь им предстояло не просто рассказать историю. Хореограф поставила задачу передать ощущения от романа.

«Стажируясь в Израиле, я поставила десятиминутный спектакль под названием The Choice («выбор» – ред.). Тема выбора для меня очень важна как для педагога и молодой женщины, и в спектакле «Мы» я продолжила ее раскрывать, - рассказала Ольга. – Да, в программке написано «по роману Евгения Замятина «Мы». Этот спектакль сделан по моим впечатлениям от романа. Как и многие, я с ним познакомилась в школьные годы, и мысли о нем все эти годы созревали, картинки появлялись в голове. То, что родилось, - это мое ощущение. Этот роман очень актуален в наше время. Я не могу дать инструкцию, как его нужно смотреть. Я бы посоветовала зрителю смотреть прислушиваться к своим эмоциям. Современный танец – больше про ощущения, чем про историю. Как вы интерпретируете то, что происходит на сцене, очень важно».

Игра в реальность

Фото: Воронежский камерный театр/ Алексей Бычков

Даже если вы никогда не читали или не планируете перечитывать роман «Мы», сходить на спектакль все же стоит. Во-первых, на сцене Камерного никогда раньше не появлялись танцевальные коллективы. Их молодость, красота, высокий уровень техники и энергия стоят того, чтобы провести вечер в их компании.

Во-вторых, постановка одновременно минималистична и наполнена деталями, которые интересно подмечать и по-своему интерпретировать. Серьезные и сложные символы Замятина перевоплотились в предметы детской игры. Если в романе все строят космический корабль, который полетит сеять идеи совершенного общества в далекие уголки вселенной, то в спектакле во время танца собирается гигантский тетрис, образующий в итоге стену. Когда стена разрушается, на сцене взрывается цветовая бомба, и части тетриса вместе с костюмами танцоров из белых становятся красочными, чтобы в конце – по закону жанра – снова поблекнуть. В какой-то момент театральный свет меняет оттенки на сцене, и сложенные вместе кусочки разноцветного пазла образуют российский триколор. Не знаю, гениальный ли это ход художника по свету, или случайная игра лучей прожекторов, но эффект от подобной трансформации мощный. А финальный водопад из разноцветных детских кубиков, символизирующих свободомыслие, одновременно и радует глаз своей пестрой красотой, и вызывает опасения, как бы этот остроугольный и тяжелый пластиковый глоток свободы не ударил актеров или зрителей по голове.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах