Ирина Евсюкова 0 172

«Мы должны реагировать на больные темы». Руслан Маликов о нужном искусстве

Мастерская Руслана Маликова поставила спектакль для слепых. Это один из последних проектов, который коллектив претворил жизнь перед тем, как поехать покорять столицу.

Прикосновение ветра, шуршание ветвей, запах дорогого алкоголя, голоса, вздохи и перешептывания – мастерская Руслана Маликова представила спектакль, который нужно смотреть с закрытыми глазами. Ведь сделан он для незрячих людей. Серия аудиоспектаклей – проект, который теперь уже выпускники института искусства, претворили в жизнь совместно с воронежской библиотекой для слепых. За четыре года, что эта команда во главе с московским режиссером Русланом Маликовым жила и творила в Воронеже, она заняла свое место в культурной жизни города. Кровавый перфоманс «Акция Каренина», документальный спектакль «Речь», «КонцертыНе» и другие проекты определенно оставили свой отпечаток у местной публики.

В финале воронежского отрезка своего творческого пути Руслан Маликов рассказал «АиФ-Черноземье» о будущем курса и о том, каким, по его мнению, должен быть театр сегодня.

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Ребята из мастерской Руслана Маликова уже полюбились Воронежу благодаря своим проектам – и театральным, и музыкальным. И вот они выпускаются. Какое будущее их ждет? Останутся ли они в Воронеже или уедут покорять столицу?

Руслан Маликов: Ребята уедут. Они из разных городов: из Москвы, Белгорода, Ижевска. Все равно бы разъехались. Я тоже не могу оставаться, у меня сын растет в Москве. И мне не хватает моего круга общения, в том числе, для творческой подпитки. Я принял решение не бросать ребят и попробовать посуществовать в Москве командой со спектаклями, которые есть и которые еще будут сделаны. Не знаю, получится ли у нас. Но мы решили рискнуть.

Мы уезжаем в полном составе. Скорее всего, будет какая-то ассимиляция с московскими молодыми актерами. Там уже посмотрим, кто в каком качестве себя найдет. Окончание института вовсе не означает, что ты уже профессионал. В любом случае, командой проще выживать. Да и жалко было бы терять наработанные моменты. Уже в середине пути мы наметили, что будем работать дальше, если сложится команда. И вот она сложилась. Помимо актеров у нас есть пишущие ребята, переводящие что-то, музыкально аранжирующие. Мы можем сами писать релизы, организовывать рекламную кампанию. Ребята – творческие единицы. Они сами предлагают, придумывают идеи.

- Вы не будете набирать новый курс в Воронежском институте искусств?

- Нет, мне все-таки сложно существовать в Воронеже. У нас проблемы с системой образования. Оплата педагога мизерная, на нее нельзя выживать. Я мотался в Москву, чтобы подзаработать, чтобы здесь довести курс.

Театр практический и нужный

- Как появилась идея сделать аудиоспектакли для незрячих людей?

- Я занимаюсь разным театром. Еще с «Театра.doc» я постоянно иду рука об руку с социальным театром. Делал проекты с гастарбайтерами, с героиновыми наркоманами, которые пытаются выкарабкаться. Ставил спектакль «Прикасаемые» со слепоглухими людьми. Такая функция театра – практическая, нужная – меня очень привлекает. Кроме того, это хороший тренинг для ребят. Мы делаем живые аудиоспектакли. Даже не используем никаких костюмов, только тени, мелькания, ветер, звуки.

Очень хочется создать прецедент, привлечь внимание к этой проблеме и к самой библиотеке для слепых. Это не просто библиотека, но и своеобразный культурный центр, который дает людям с ограниченными возможностями зрения возможность проявить себя. Ведь они тоже комплексуют, их не ждут, с ними сложно работать, общаться. А все это – плевые проблемы. С ними легко бороться: записывать аудиокниги, делать аудиоспектакли. К тому же, это очень полезно для актеров.

По стране этот процесс уже идет. В Москве проходит много активностей для людей с ограниченными возможностями здоровья. Разные фонды начали проводить мастер-классы, встречи с художниками, музыкантами. И сразу уходит эта социальная истерия, уменьшается зона отчуждения. Мы решили перед отъездом, в финале что-то полезное сделать, чтобы эта тема затронулась, чтобы формировалось понимание, что можно делать такие вещи очень малыми средствами.

Раньше у нас была большая индустрия радиоспектаклей. Потом пошел спад. А ведь это благодатная тема, очень нужная и интересная. Для этого не нужно много затрат, кроме отзывчивости и внимания. Это не жертва, не героизм. Это можно делать легко, интересно, творчески.

- Что нужно сделать, чтобы в Воронеже подхватили ваше начинание работы с незрячими людьми?

Надо обращаться к меценатам, которые поддерживают культуру и социальные проекты. Организовать это совсем не сложно. Главное – найти людей. Любой молодой коллектив, студенты отзовутся. Если взяться, это можно сделать. Должна существовать практика, когда актеры наведываются в больницы, интернаты, детские дома. Это же жизненный опыт, столкновения с разными историями, проблемами. Можно принести пользу не обязательно деньгами, а просто участием, вниманием и общением. Культура и искусство обязательно должны реагировать на больные темы. Мне кажется, театр должен формулировать современную проблематику. Даже на основе древнегреческих трагедий и классики – Чехова, Островского – можно говорить об актуальных проблемах. Надо просто их замечать, не проходить мимо, открыть свое сердце.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах