Юлия Горшкова 0 172

Один плюс один равно три. Как творит дуэт художниц «ДвеНеОдна»

Корреспондент «Аиф-Черноземье» пообщался с художницами из объединения «ДвеНеОдна».

Дуэт «ДвеНеОдна» / Из личного архива

Одними из заметных современных художников на воронежской арт-сцене являются Марина Демченко и Алина Закурдаева, создавшие творческое объединение «ДвеНеОдна». Художницы, обладающие классической базой (обе учились в студии Алексея Загородных), начали работать вместе в 2015 году и сразу активно включились в творческую жизнь города. Одной из основных тем их проектов является исследование локального контекста, а именно пространства типографии «Коммуны». Несколько работ, посвященных Коммуне, даже участвовали в выставке номинантов на Премию имени Сергея Курехина в 2016 году, а затем были переданы в дар Центру современного искусства имени Сергея Курехина.

Корреспонденту «Аиф-Черноземье» Марина Демченко и Алина Закурдаева рассказали, как появилось их объединение и какие темы в искусстве им интересны.

«Вместе мы делаем то, что один человек не смог бы сделать»

Фото: Из личного архива/ Дуэт «ДвеНеОдна»

Юлия Горшкова, «АиФ-Черноземье»: Почему дуэт?

Марина Демченко: Объединение ДвеНеОдна – это концептуальный проект, в рамках которого мы создаем цельные художественные высказывания. Здесь работает формула: «1+1=3». Что-то сделанное в паре представляет собой больше, чем просто сумма слагаемых. В процессе творческого диалога, обмена мыслями может появиться то, что невозможно придумать одному. В этом и есть прелесть работы в группе. Расширять наше объединение мы не планируем, но нам интересно продолжить опыт сотрудничества с другими художниками, например, как это было в перформансе «Человекопарк», где участвовала художница Вероника Злобина, танцовщики, которые занимаются современным танцем, музыканты из группы «Другое дело». «Головогрудь». Такое взаимодействие с людьми, которые работают в других сферах, расширяет сознание.

Алина Закурдаева: Работа в дуэте – это прекрасно, как с практической точки зрения, так и с точки зрения вдохновения, взаимодействия. Вместе мы делаем то, что один человек не смог бы сделать.

– Как от классической живописи вы решили перейти к современному искусству?

Марина Демченко: И Алина, и я всегда интересовались выставками современного искусства, современной культурой в принципе. Алина во время своей учебы в аспирантуре в Москве часто посещала столичные выставки, я преимущественно в Воронеже в галерее «Х.Л.А.М», в ВЦСИ (Воронежский центр современного искусства). И во время путешествий я всегда стремилась посмотреть что-то, что будет необычным для меня. То есть мы самообразовывались, посещая выставки, и так зародился наш интерес к современному искусству.

– Какую роль играет искусство в вашей жизни? Ощущаете ли вы себя художниками?

Алина Закурдаева: Я воспринимаю жизнь как поток и стараюсь не навешивать на других людей и на себя ярлыки. Просто стараюсь находиться здесь и сейчас, делать то, что здесь и сейчас происходит. Я ощущаю себя как художник своей жизни.

Марина Демченко: Мне кажется, ощущение себя художником – это просто определенный образ мыслей, образ жизни. Неважно, рисуешь ты или нет. Если ты чувствуешь себя художником, то ты в каком-то смысле управляешь своей жизнью за счет творческого подхода.

– В чем общая концепция ваших проектов?

Марина Демченко: Наше объединение появилось, когда мы с Алиной стали дружить и обсуждать различные вопросы, связанные с искусством, философскими темами. Например, нас обеих всегда интересовало то, как по-разному люди воспринимают реальность. У каждого есть своя точка зрения абсолютно на любой предмет, и истины единственной быть не может. Объединившись, мы хотели показывать реальность с нескольких сторон. Условно один человек делает одну часть работы, второй – вторую, и в этой разнице в то же время единстве мы и показываем, что истина реальности – это многообразие точек зрения. Нас интересуют и другие темы, но все они связаны с вопросами восприятия мира, времени и со знанием человека.

– Какие медиа вы чаще всего используете?

Марина Демченко: Нам всегда нравится использовать несколько медиа в наших проектах. И этот момент мне видится ключевым в нашем художественном языке. Использование нескольких форматов взаимодействия со зрителем в разных медиа соотносится с нашей идеей, чтобы показывать видимую реальность с разных сторон: с помощью живописи, фотографии, видео и так далее.

Между проспектом Революции и заброшенным цехом

– Чем вас привлекает пространство Коммуны?

Алина Закурдаева: Здесь мы видим возможность для реализации своих идей. Коммуна – это пространство, которое джентрифицируется. Такие пространства очень удобны, потому что здесь можно делать все, что мы хотим, не бояться ничего испортить. Они дарят вдохновение тем, что находятся вне времени.

Марина Демченко: Особенно это ощущение подчеркивается видом из окон нашей мастерской, выходящих на заброшенный цех, на отчасти пустующий двор. Учитывая, что здание находится на проспекте Революции, получается такой диссонанс. Этот момент тоже вдохновляет, способствует более отстраненному взгляду на привычную реальность, и это состояние «между»: условно между проспектом Революции и заброшенным цехом, между реальностью и миром мыслей очень важно для художника.

– Какой вы бы хотели видеть Коммуну?

Марина Демченко: Мы понимаем, что все непостоянно. Разговоры о творческом кластере радуют нас как представителей активной творческой молодежи. Городу действительно нужно такое пространство. Независимо от того, как это будет в будущем, мне кажется, мы останемся немножко отстраненными наблюдателями, будем просто смотреть, что происходит.

Фото: Из личного архива/ Дуэт «ДвеНеОдна»

– Как появилась выставка в маршрутке?

Алина Закурдаева: Образ маршрутки возник у нас из-за того, что когда мы были в резиденции в Кронштадте, мы очень часто ездили в Петербург. Едешь, вокруг настолько все серо, что ты как-то теряешься. Мы хотели, чтобы люди получили опыт взаимодействия с этой маршруткой, ощутили наш опыт поездки.

Марина Демченко: В такой необычной форме мы презентовали наш проект, над которым мы работали в резиденции в Кронштадте. Проект был связан с изучением локального контекста Кронштадта. Нас интересовало взаимодействие природного и урбанистического. Мы сделали несколько работ, серию фотографий, сняли видео, провели перформанс и представили все это в маршрутке. Кроме того, записали радиопередачу, в которой рассказывали о нашем опыте пребывания в этом необычном месте.

– Что за проект «Переплетно-брошюровочная Интернет-газета «Пост-коммуна»?

Марина Демченко: Нам интересно пробовать разные формы взаимодействия со зрителями. Конечно, мы не могли обойти вниманием социальные сети. Вдохновившись тем, что мы работаем в здании, где раньше была редакция Коммуны, газеты, пропитанной идеологией, мы создали проект, в котором иногда в кондовой форме представляются незначительные или абсурдные события, которым мы стали свидетелями, находясь в нашей мастерской. Часто это выглядит непонятно. Но я вижу эту нашу серию выпусков в формате постов как засвидетельствование момента реальности.

Алина Закурдаева: Этот проект был частично представлен в маршрутке. Когда мы были в Кронштадте, Пост-коммуна выходила каждый день, и в итоге мы выпустили ее как газету.

– Складывается впечатление, что вы находитесь в стороне от резидентов ВЦСИ. Так ли это?

Алина Закурдаева: Мы с Мариной считаем большим благом, что мы объединились, поэтому мы не стремимся присоединиться к кому-то еще. С этой точки зрения можно сказать, что мы в стороне, но какого-то деления я не вижу. Хорошо, что в Воронеже есть ВЦСИ, галерея «Х.Л.А.М.». Это привлекает зрителей, формирует в какой-то степени художников. Во многих других городах, где нет таких центров, люди вообще боятся заниматься современным искусством, что-то пробовать.

– Каковы ваши творческие планы на ближайшее время?

Алина Закурдаева: Продолжим работать с локальным контекстом Коммуны.

Марина Демченко: Мы собираемся продолжать работать с темой, которую начали на перформансе «Человекопарк». Мы уже два года наблюдаем за жизнью Коммуны. Делали выставки в мастерской, в комнатах, в коридоре, во внутреннем дворе, в актовом зале. Тема этого здания проходит красной нитью по многим нашим проектам. Дальше это обрастет новыми подробностями.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах