aif.ru counter
Ирина Евсюкова 0 235

Драка, кровь и решетка. Камерный театр удивил зрителя судебной драмой

«Картины настоящего» в спектакле Владимира Даная «Свадьба Кречинского» одновременно смешат и ужасают.

Новая постановка молодого режиссера Владимира Даная в Камерном театре - «Свадьба Кречинского» по комедиям Сухово-Кобылина – оставила впечатление многоразовой бомбы замедленного действия.

По ходу действия спектакль трансформируется, меняет жанры, увеличивает накал и актуальность. Причем начинается все как классическая провинциальная мелодрама в духе Островского. Длинные платья, строгие камзолы, высокие речи. Нежной барышне сделали предложение: «Ох, что же скажет папенька!» От любовной драмы постановка внезапно уходит в гоголевские сцены из жизни плутов и мошенников, когда зритель узнает, что за личиной влюбленного жениха скрывается вор и шулер. Клубок интриг и обмана стремительно разматывается, и происходит первый взрыв. Вершить правосудие на сцену врываются полицейские, одетые не в камзолы, а во вполне себе современную форму сотрудника правоохранительных органов. И включается свет.

А после антракта зрители как будто попадают на совершенно другой спектакль. Спустя пять лет жизнь главных героев превратилась в судебную драму о поборах, бюрократии и абсурде в системе правосудия. Счастливая невеста оказывается за решеткой, богатый помещик, ходивший прежде надутым павлином, разоряется на взятках и теряет лоск и здоровье, а на первый план выходят персонажи в погонах. Здесь уже не до шарканий ножкой, вместе с острой и страшной темой на сцену врывается звук воды в унитазе, запах денег и красный цвет крови, растекающейся по белоснежной рубашке. Невинная жертва в тюрьме, честный герой умирает, полицейские танцуют (в прямом смысле) под дудку высших чинов, власть смотрит на происходящее сквозь пальцы. В этом мире выживает - скорее приживается - только тот, кто может отобрать последнее и спокойно переступить через труп. Костюмы, в которые наряжены актеры, не обманывают зрителя – эта история не похоронена в 19 веке, когда она была написана, она повторяется каждый день и сейчас.

По две стороны решетки

Фото: Воронежский камерный театр/ Алексей Бычков

Сценография, придуманная Ольгой Кузнецовой, не нуждается в интерпретации и разгадывании. Клетка с висящими на ней канделябрами работает как чеховское ружье, от которого так и ожидаешь выстрела. И выстрел происходит после антракта, во время которого тюремная решетка размножается, расширяется и занимает собою почти все пространство. На сцене становится тесно, неуютно, несвободно. И это ощущение, что тебя приперли к стенке, все больше усиливается с появлением массивного стола с зеленой лампой и пиджака с погонами.

Главную роль помещика Муромского блестяще исполнил любимый всеми заслуженный артист России Юрий Овчинников, который одним взглядом может вызвать хохот в комедии и до боли убедителен, когда она превращается в трагедию. История Муромского здесь главная, несмотря на то, что в названии пьесы мелькает только фамилия Кречинского. Ведь именно его перемалывает и выплевывает машина правосудия, у которой он случайно оказался на пути.  Кречинский (Андрей Новиков) мог бы выбрать себе в жертвы любую семью, и тогда страдать от его злодеяний пришлось бы другой Лидочке и другому Муромскому. Он лишь показывает, как просто отправить за решетку любого, кто проявит слабость. Например, кроткую Лидочку, в которую чудесным образом перевоплотилась яркая молодая актриса Яна Кузина. И если в молодом следователе Тарелкине (Олег Луконин) еще остались искорки человечности, то его обрюзгший и жадный начальник (Алексей Гнеушев) может легко станцевать на чужих костях под музыку Стаса Михайлова.

Непридуманный сюжет

В основе постановки – две пьесы драматурга Александра Сухово-Кобылина – «Свадьба Кречинского» и «Дело», наделавшие много шума в 50-х годах 19 века.

«Каким образом мог я писать комедии, состоя под убийственным обвинением и требованием взятки в 50 тысяч рублей, я не знаю, но знаю, что написал Кречинского в тюрьме», - писал Александр Сухово-Кобылин в 1854 году. Писателю не пришлось выдумывать свой сюжет. Все прелести судопроизводства он испытал на собственной шкуре, когда был несправедливо обвинен и отправлен за решетку за убийство своей гражданской жены.

Несправедливости хватает и в наше время. И постановка Владимира Даная, выпущенная в Камерном театре на фоне волны судов за репосты и затяжного дела «Седьмой студии», служит тому напоминанием. На первый взгляд, происходящее на сцене вызывает смех. Режиссер выбрал простые ходы, чтобы придать постановке фарсовость и заставить зрителя вздыхать от неожиданности и от души хохотать: отрубленные пальцы летают по сцене, неприличный жест звучит красноречивее любых слов, ну и конечно, ничто так не развлекает русского человека, как хорошая драка. Но реальность отрезвляет, когда смотришь по ту сторону клетки, за которой томится невиновная главная героиня. Безмолвная, она, словно бельмо в глазу, постоянно маячит где-то на третьем плане, хотя в действии почти не участвует. Впившаяся руками в клетку, она служит напоминанием того, что в центре всего этого абсурда – человек.

Кстати
Владимир Данай (Смирнов) - победитель конкурса по поддержке молодой режиссуры в 2018 году, спектакль «Свадьба Кречинского» был создан при поддержке Министерства культуры РФ.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество