Татьяна Черных 0 149

Арт-хутор. Где в белгородской провинции найти сад авторских скульптур

Белгородский скульптор Александр Пшеничный создал на хуторе в Корочанском районе свой удивительный мир. Побывать в нем может любой желающий.

Татьяна Черных / АиФ

Участок чуть меньше гектара весь в зелени – здесь на лоне природы расставлены скульптуры, рельефы, арт-объекты из самых немыслимых материалов. «АиФ-Черноземье» побывал в хуторе Пожарный в гостях у знаменитого белгородского скульптора Александра Пшеничного.

Никакой концепции – только настроение

Александр Пшеничный – коренной белгородец, родился в селе Весёлая Лопань в семье, как говорит он сам, обыкновенных крестьян. Сегодня его работы известны за пределами страны, они хранятся в частных коллекциях Франции, Англии, Германии, Италии, Испании, Китая, Японии. Работает Александр Алексеевич, в основном, в мастерской в Белгороде. С этой мастерской и началось наше знакомство со скульптором. Он обратился в редакцию «АиФ-Черноземье» и рассказал о том, что старое здание, где располагается мастерская, многие годы простоявшее без ремонта, начало просто разрушаться. После публикации дело сдвинулось с мёртвой точки, и сейчас дом отремонтировали – перекрыли крышу, утеплили и обновили фасад. «Теперь там можно нормально работать», - говорит  скульптор.

Работая в Белгороде, душой художник отдыхает на своём хуторе.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«Сама идея создать сад скульптур появилась, когда я купил этот участок. Тогда тут был просто лес, всё заросло, потому что территория больше десяти лет стояла без присмотра, - рассказывает мастер. - Повсюду росли кустарники, их пришлось корчевать , траву косить. Когда я решил сделать сад скульптур, занялся ландшафтом – чтобы ничего не мешало просмотру скульптур. Это сад для творческой игры. Я просто играю со своими скульптурами, делаю их по нескольку раз, переставляю, тут всё это постоянно движется. Нет никакой концепции, просто есть настроение».

Мастер показывает композицию под названием «Ангел-хранитель». Некоторое время она выставлялась в здании Пенсионного фонда, и в отверстие люди кидали монетки на счастье. Скульптор заметил это, только когда забрал работу. Сейчас в саду очень много инсталляций из металла.

«Жалко, что на выставки неохотно берут железяки. Мол, это каждый может сварить. Но сварить – это одно, а вот сделать скульптуру – совсем другое, - говорит Александр Алексеевич. - Ведь в каждой инсталляции должен быть образ».

Композиция «Земля и небо» родилась, когда скульптор нашёл советскую каску времён Великой отечественной войны, вырытую трактором. Она лежала прямо на чёрной пахоте.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Среди деревьев – бюст митрополита Макария. Эту работу скульптору заказали в честь 200-летия  владыки, которое отмечали в 2016 году. Ее оригинал сейчас находится на теологическом факультете НИУ БелГУ, а копию мастер оставил себе на память.

Центральная скульптура сада называется символично и очень характерно для Пшеничного - «К радости». И вообще всё в его творчестве пронизано радостью и любовью, полно женских образов, самых  разнообразных – от милой «Душечки» с зеркалом, сидящей в цветах, до строгой «Дочери Чингизхана». А в композиции «Постреляем?» использованы настоящие гильзы от патронов.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«У меня было много гильз. Думал, как бы их использовать? Дерево мягкое, взял молоток – и  вот результат», - говорит автор.

На заборе развешаны картины и горельефы в примитивистском деревенском стиле. Возле летней мастерской у мастера – смотровая площадка. С высоты второго этажа виден весь сад скульптур.

Сила искусства

«Объяснять своё искусство какой-то художник может, а какой-то нет, - считает Александр Алексеевич. - Недавно в музее Косенкова была выставка художника Булавина. Так он ратует за то,  чтобы людям все объяснять, чтобы понимали и покупали его работы. Но как объяснить людям искусство, если они не бывали в музеях, в выставочных залах?  С художником надо общаться там, где он творит, - в его мастерской. И тогда в живом общении что-то можно понять. Чтобы понять искусство, искусствоведом быть необязательно – важно иметь живую душу. Как-то недалеко от хутора рабочие делали дорогу. Захотели посмотреть мой сад скульптур – я их пригласил, все показал. И знаете, они так впечатлились - потом мне три машины гравия привезли! (смеётся) Вот вам и сила искусства».

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

По мнению мастера, воспитывать вкус к искусству надо с детства. 

«Во Франции, в Италии, в Испании я наблюдал, как по музеям гуськом за экскурсоводом ходят группы детей. Они усаживаются в одном из залов прямо на полу на свои мешочки, им рассказывают, они сидят, внимательно слушают. Потом встали, пошли дальше в другой зал, в третий. У нас, к сожалению, такого ещё нет, хотя где-то  в музеях с детьми уже начинают работать».

Сад скульптур Александра Пшеничного открыт для всех, кто пожелает его увидеть. А у кого нет возможности ехать далеко, можно пойти в Литературный музей Белгорода, во дворе которого сейчас выставлена часть работ мастера. Правда, они не подписаны, но теперь вы знаете, чьи они.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах