aif.ru counter
96

Александр Вагнер: "Я выполнил сыновний долг"

В Липецке прошла удивительная выставка, посвященная творческой династии Вагнеров: бывшему главному архитектору Липецка Александру Александровичу, члену Союза художников СССР Евгению Александровичу и его сыну Александру Евгеньевичу, народному художнику России. Представленные на юбилейной выставке работы стали открытием как для обычных зрителей, так и для коллег по художественному цеху. Это были и хорошо знакомые работы, и новые, ранее неизвестные произведения, созданные Вагнерами в тридцатых-сороковых годах прошлого века.

В Липецке прошла удивительная выставка, посвященная творческой династии Вагнеров: бывшему главному архитектору Липецка Александру Александровичу, члену Союза художников СССР Евгению Александровичу и его сыну Александру Евгеньевичу, народному художнику России. Представленные на юбилейной выставке работы стали открытием как для обычных зрителей, так и для коллег по художественному цеху. Это были и хорошо знакомые работы, и новые, ранее неизвестные произведения, созданные Вагнерами в тридцатых-сороковых годах прошлого века.

Выставка вызвала большой интерес у липчан. Наш корреспондент попросил Александра Евгеньевича ВАГНЕРА рассказать читателям о его отце и дяде и поделиться своими творческими планами.

Вагнер - фамилия творческая

- Александр Евгеньевич, фамилия Вагнер хорошо известна любителям искусства. Ее прославили многие архитекторы, скульпторы, художники и искусствоведы. Нынешняя выставка позволяет констатировать, что ваша династия также не обделена яркими индивидуальностями. Заведующая отделом "Скульптуры двадцатого века" Государственной Третьяковской галереи Людмила Марц заявила на открытии экспозиции, что вашим дальним родственником является знаменитый немецкий композитор Вагнер. Расскажите подробнее о своих родных.

- Насчет родства со знаменитым композитором я ничего определенного сказать не могу, но знаю, что мои прадеды были не только талантливыми инженерами, но людьми разносторонних интересов, хорошо разбиравшимися в искусстве. Моя бабушка Анна Болотова окончила Смольный институт с золотой медалью, а потом и Сорбонну во Франции. С удовольствием читала книги на нескольких языках. Дедушка был директором химического института, и, хотя по специальности он был инженер-химик, тем не менее прекрасно играл на скрипке. Вообще, в их семье очень любили музыку и литературу.

Мой дядя, Александр Александрович, оформлял театральные постановки и был главным архитектором Липецка. Он стоял у истоков создания местного Союза художников. Потом, когда уже было сформировано липецкое отделение, он добровольно вышел из рядов творческого союза, посчитав, что он все-таки чистой воды архитектор, и у него много своих дел (при его непосредственном участии велась застройка всех центральных площадей и улиц города), а номинально числиться художником он не хотел. Вот такие принципы были у этого замечательного человека, про которого говорили, что он архитектор от Бога.

А отец Евгений Александрович был живописцем и, к сожалению, полностью не успел реализовать свои творческие возможности. Прожил он недолго - всего пятьдесят четыре года. Сказалось трудное детство. В 1941 году за немецкую фамилию нашу семью сослали в Тюмень.

Я очень рад, что смог организовать такую семейную выставку, и считаю, что отчасти выполнил свой сыновний долг, воздав отцу и дяде то, что они, может быть, недополучили при жизни.

Город без металлургов

- Скульптурных композиций на липецких улицах немало. А все-таки, какого памятника в нашем городе не хватает?

- Пусть это прозвучит неожиданно, но Липецк, который по праву считается городом металлургов, до сих пор не имеет настоящего памятника, посвященного представителям этой профессии. Композицию, которая находится перед заводоуправлением, можно считать скорее чисто заводской принадлежностью, а вот истинно скульптурного обозначения левого берега как особого города в городе нет. Как нет, к сожалению, и настоящего памятника строителям. Для меня скульпторы и строители - почти двоюродные братья, так как творят своими руками. Я люблю эту профессию, будучи студентом делал объемные с пространственными ходами скульптурные композиции, посвященные мастерам-созидателям. Иногда нам предлагают создать памятник строителям. Обязательное условие: мастеровые должны обязательно быть с мастерками и кирпичами в руках. Становится скучно и неинтересно, ведь настоящий строитель - это не широкоплечий парень в рукавицах, это созидатель, мастер-профессионал, которого уважают в любые времена, в любых странах, а значит, образ этого человека должен быть интересным и запоминающимся.

- Например, таким, как на вашей многофигурной композиции, посвященной первым строителям Липецка. Планируется, что вскоре она украсит облик города и станет его достопримечательностью...

- К сожалению, уже несколько лет мне обещают ее установить, но пока она украшает только мою мастерскую.

"Еще все впереди"

- Сейчас кое-кто хочет переписать историю страны. С этой целью обливают краской памятные доски и уничтожают монументы. Что вы думаете по этому поводу?

- Во все времена создавались и произведения искусства, и обычные поделки. Поэтому нужно понимать, имеет конкретная скульптура отношение к искусству или нет. Например, созданная мной скульптура "Трубачи" к искусству имеет прямое отношение. Поверьте, очень не люблю якать. Боже упаси! Всегда учусь и надеюсь, что еще пойму в искусстве нечто большее, чем достиг... Но мои медные "трубачи" вызывают хорошие отзывы у разных людей, включая специалистов европейского уровня. А как одеты "трубачи": красные это или белые - каждый увидит то, что хочет, но это уже будет второстепенное, не имеющее прямого отношения к искусству.

Когда-то варвары, захватывая города, разрушали не только крепостные стены, но и любые (!) произведения искусства, оставляя после себя руины. Надеюсь, что эти времена уже не повторятся, и до основания никто ничего не разрушит.

- Вы довольны достигнутым или есть планы создать еще что-то значительное?

- За тридцать пять лет своей творческой деятельности успел сделать немало: одних только крупных выставок наберется более шестидесяти, да и в каждом районе Липецкой области есть мои монументальные работы, но все-таки считаю, что как скульптор до конца не задействован. Хочу воплотить неосуществленные замыслы: доделать начатые работы, установить готовые композиции, предназначенные для родного города, но по ряду причин ожидающие своего часа в мастерской уже несколько лет подряд. Планов много, и очень хочется работать.

Смотрите также:


Самое интересное в регионах